Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

«АВТОЛИТОГРАФИЯ» А. ВОЗНЕСЕНСКОГО И ФИЛОСОФИЯ ПОП-АРТА Р. РАУШЕНБЕРГА


Номер журнала
2
Дата выпуска
2017

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
821.161.1”19”
Страницы
227-231
Ключевые слова
принцип эклектики, авангард, зеркальность, поп-арт, смысл искусства, метафизическая лаборатория, principle of eclecticism, avant-garde, mirroring, pop art, meaning of art, metaphysical laboratory

Авторы
Михалькова С.М.

Место работы
Михалькова С.М.
Ивановский государственный университет


Аннотация
Выясняются причины и специфика творческих перекличек Вознесенского и Раушенберга, которые подчеркивал сам поэт. Сопоставлено понимание ими творческого процесса, смысла искусства, принципов организации материала. В теоретической части исследования основной вопрос заключался в анализе ключевой для обоих идеи «зеркальности» как обратимости отношений в системе «искусство - действительность». Такая работа проводится впервые. Методология исследования основана на сочетании сравнительного, типологического и структурного методов в их философско-эстетическом аспекте. В эмпирической части исследования проведен сопоставительный анализ стихотворения А. Вознесенского «Автолитография» и творческих принципов Р. Раушенберга. Диалог художника и материала, аналитическая поэтика авангарда, взаимосвязь интуиции и конструкции, программный эклектизм как «органическое сотрудничество» с элементами мира - все эти положения характеризуют обоих. Творчество в таком понимании предстает как постоянный переход границ, непрерывное пересоздание мира. Идеи и вещи мира характеризуются зеркальностью и обратимостью. Это метафизическая лаборатория художника, который ищет смысл бытия в эмпирической современности.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Кедров К.А. Вознесенский Андрей Андреевич [Электронный ресурс] // Русские писатели 20 века: Биографический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. Режим доступа: http://www.a4format.ru /pdf_files_bio/49437a87.pdf (дата обращения: 16.10.2015).
2 . Вознесенский А. На виртуальном ветру. [Электронный ресурс]. М.: Вагриус, 1998. 480 с. Режим доступа: https://www.litmir.co/br/?b=200884&p=80 (дата обращения: 12.10.2015).
3 . Бычихин Д.Г. Статус функциональной вещи в произведениях американского поп-арта 1961-1965 гг.: Дис. … канд. филос. наук. М., 2002. 124 с.
4 . Модернизм. Анализ и критика основных направлений / Под ред. В.В. Ванслова, М.Н. Соколова. М.: Искусство, 1987. 302 с.
5 . Юрьева А.Е. Формально-тематическая эволюция актуального искусства второй половины XX века: Дис. … д-ра филос. наук. СПб., 2005. 438 с.
6 . Быков Д. В зеркалах // «Дайте мне договорить!». Вознесенский Андрей Андреевич. М.: Эксмо, 2010. 384 с.
7 . Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. М.: Академия, 2003. Т. 1. 1953-1968. 412 с.
8 . Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. 248 с.