«АВТОЛИТОГРАФИЯ» А. ВОЗНЕСЕНСКОГО И ФИЛОСОФИЯ ПОП-АРТА Р. РАУШЕНБЕРГА |
2 | |
2017 |
научная статья | 821.161.1”19” | ||
227-231 | принцип эклектики, авангард, зеркальность, поп-арт, смысл искусства, метафизическая лаборатория, principle of eclecticism, avant-garde, mirroring, pop art, meaning of art, metaphysical laboratory |
Выясняются причины и специфика творческих перекличек Вознесенского и Раушенберга, которые подчеркивал сам поэт. Сопоставлено понимание ими творческого процесса, смысла искусства, принципов организации материала. В теоретической части исследования основной вопрос заключался в анализе ключевой для обоих идеи «зеркальности» как обратимости отношений в системе «искусство - действительность». Такая работа проводится впервые. Методология исследования основана на сочетании сравнительного, типологического и структурного методов в их философско-эстетическом аспекте. В эмпирической части исследования проведен сопоставительный анализ стихотворения А. Вознесенского «Автолитография» и творческих принципов Р. Раушенберга. Диалог художника и материала, аналитическая поэтика авангарда, взаимосвязь интуиции и конструкции, программный эклектизм как «органическое сотрудничество» с элементами мира - все эти положения характеризуют обоих. Творчество в таком понимании предстает как постоянный переход границ, непрерывное пересоздание мира. Идеи и вещи мира характеризуются зеркальностью и обратимостью. Это метафизическая лаборатория художника, который ищет смысл бытия в эмпирической современности. |
1 . Кедров К.А. Вознесенский Андрей Андреевич [Электронный ресурс] // Русские писатели 20 века: Биографический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. Режим доступа: http://www.a4format.ru /pdf_files_bio/49437a87.pdf (дата обращения: 16.10.2015). 2 . Вознесенский А. На виртуальном ветру. [Электронный ресурс]. М.: Вагриус, 1998. 480 с. Режим доступа: https://www.litmir.co/br/?b=200884&p=80 (дата обращения: 12.10.2015). 3 . Бычихин Д.Г. Статус функциональной вещи в произведениях американского поп-арта 1961-1965 гг.: Дис. … канд. филос. наук. М., 2002. 124 с. 4 . Модернизм. Анализ и критика основных направлений / Под ред. В.В. Ванслова, М.Н. Соколова. М.: Искусство, 1987. 302 с. 5 . Юрьева А.Е. Формально-тематическая эволюция актуального искусства второй половины XX века: Дис. … д-ра филос. наук. СПб., 2005. 438 с. 6 . Быков Д. В зеркалах // «Дайте мне договорить!». Вознесенский Андрей Андреевич. М.: Эксмо, 2010. 384 с. 7 . Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. М.: Академия, 2003. Т. 1. 1953-1968. 412 с. 8 . Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. 248 с. |