ДВОЕМИРИЕ КАК АРХЕТИП РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. КОЛЯДЫ |
3 | |
2017 |
научная статья | 82.09 | ||
231-236 | двоемирие, Николай Коляда, Гоголь, рецепция, архетип, романтизм, символизм, постмодернизм, пасхальность |
Рассматриваются важнейшие этапы становления архетипической модели двоемирия в истории русской литературы, а также анализируются значение и формы реализации данного архетипа в драматургии Н.В. Коляды. В процессе исследования были применены диалектический, архетипический, сравнительно-исторический, рецептивный методы. К основным отечественным концепциям двоемирия автор относит древнерусскую, романтическую, гоголевскую, символистскую, постмодернистскую. В творчестве Н.В. Коляды данные концепции, образующие единую литературную традицию, получают продолжение и развитие: драматург создает две симметричные космологические оппозиции (обыденный мир - деструктивная реальность, обыденный мир - гармоническая реальность), внутри каждой из которых антиномические миры соединены посредством семантически различных символических конструкций. |
1 . Большакова А.Ю. Архетип - концепт - культура // Вопросы философии. 2010. № 7. С. 47-57. 2 . Большакова А.Ю. Архетип, миф и память культуры // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: Материалы Междунар. заоч. науч. конф. (Астрахань, 19-24 апр. 2010 г.). Астрахань, 2010. С. 5-14. 3 . Уваров М.С. Бинарный архетип. Эволюция идей антиномизма в истории европейской философии и культуры. СПб.: Изд-во БГТУ, 1996. 214 с. 4 . Коваленко А.Г. Художественный конфликт в русской литературе ХХ века (структура и поэтика художественного конфликта в русской литературе ХХ века): Пособие по спецкурсу. М.: Изд-во РУДН, 2001. 57 с. 5 . Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 360 с. 6 . Маймин Е.А. О русском романтизме. М.: Просвещение, 1975. 240 с. 7 . Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М.: Аспект, 1995. 384 с. 8 . Венгеров С.А. Этапы неоромантического движения // Русская литература XX века. 1890-1910 / Под ред. С.А. Венгерова. М., 2004. С. 7-38. 9 . Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л.: Советский писатель, 1981. 552 с. 10 . Эткинд А.М. Эрос невозможного: Развитие психоанализа в России. М.: Гнозис; Прогресс-Комплекс, 1994. 376 с. 11 . Белый А. Символизм как миропонимание / Сост. Л.А. Сугай. М.: Республика, 1994. 528 с. 12 . Гусева Е.В. Роман «Пруд» А.М. Ремизова: поэтика двоемирия: Дис. … канд. филол. наук. Йошкар-Ола, 2006. 216 с. 13 . Минц З.Г. Поэтика русского символизма. СПб.: Искусство - СПБ, 2004. 480 с. 14 . Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1997. 317 с. 15 . Гоголь Н.В. Светлое Воскресенье // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: В 17 т. Т. 6. М., 2009. С. 196-204. 16 . Лейдерман Н.Л. Драматургия Николая Коляды. Каменск-Уральский: Калан, 1997. 160 с. 17 . Коляда Н.В. Америка России подарила пароход… [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ko-lyada.ur.ru/amerika_rossii/ (дата обращения 05.03.2015). 18 . Коляда Н.В. Ключи от Лерраха [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kolyada.ur.ru/kluchi/ (дата обращения: 05.03.2015). 19 . Коляда Н.В. Иван Федорович Шпонька и его тетушка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// kolyada.ur.ru/shponka/ (дата обращения: 05.03.2015). 20 . Коляда Н.В. Канотье [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kolyada.ur.ru/kanotje/ (дата обращения: 05.03.2015). 21 . Коляда Н.В. Чайка спела… (Безнадега) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kolyada. ur.ru/beznadega/ (дата обращения: 05.03.2015). 22 . Дубровина И.В. Функционирование сентименталистских кодов в поэтике современной драмы (на материале драматургии Николая Коляды): Автореф. дис. … канд. филол. наук. М.: РУДН, 2014. 22 с. |