ТРАНСФОРМАЦИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ Э. КАНЕТТИ «ОСЛЕПЛЕНИЕ» |
3 | |
2017 |
научная статья | 821.112.2 | ||
267-271 | Канетти, мифопоэтика, трансформация библейских мотивов, интертекстуальность, интермедиальность, Библия |
Рассматривается мифопоэтика романа австрийского писателя, лауреата Нобелевской премии Элиаса Канетти (1905-1994) «Ослепление» (1931-1932). Цель статьи - проследить трансформацию библейских мотивов в этом романе. Методологические установки, которыми руководствуется автор статьи, основаны на традиционном историко-культурном подходе к литературе, где сочетается опыт классического литературоведения как отечественного, так и зарубежного. Кроме того, продуктивным оказалось использование интертекстуального и интермедиального методов анализа, позволивших проследить межтекстовое взаимодействие, взаимодействие литературы и изобразительного искусства, выявить роль прецедентного текста, что способствовало раскрытию механизмов рецепции Библии в тексте романа, выявлению элементов трансформации библейских мотивов и авторского мифотворчества. |
1 . Bartsch K. «Bilder bestimmen, was man erlebt». Elias Canetti und die bildende Kunst // ?sterreichische Literatur: Zentrum und Peripherie: Jahrbuch der ?sterreich-Bibliothek in St. Petersburg (2005/2006, Bd.7). 2007. S. 110-134. 2 . Greiner B. Das Bild und die Schriften der «Blendung»: ?ber den biblischen Grund von Canettis Schreiben // Paradeigmata. Literarische Typologie des Alten Testaments. Zweiter Teil: 20. Jahrhundert (Hrsg. Von F. Link). Berlin, 1989. S. 543-563. 3 . Greiner B. «Philister ?ber Dir, Simson» - Die Geschichte Simsons als j?dische Urszene interkulturellen Konflikts. Die Erz?hlung der Bibel und deren Aneignung durch Elias Canetti // Zeitschrift f?r ?sthetik und Allgemeine Kunstwissenschaft. 44/1. 1999. S. 123-139. 4 . Meeuwen P. van. Elias Canetti und die bildende Kunst: Von Bruegel bis Goya. F.a.M., etc.: Lang, 1988. 241 S. 5 . Шастина Е.М. Библейские мотивы в творчестве Элиаса Канетти // Библия и национальная культура: Межвузовский сб. науч. ст. и сообщ. / Пермский университет / Пермь, 2004. С. 68-70. 6 . Шастина Е.М. Мифопоэтическое пространство романа Элиаса Канетти «Ослепление» // Вестник Нижегород ун-та им. Н.И. Лобачевского. № 1 (2). Н. Новгород, 2012. С. 272-277. 7 . Schutti С. Die Bibel in Elias Canettis Blendung. Eine Studie zur Intertextualit?t mit einen Verzeichnis der Bibelstellen (Innsbrucker Beitr?ge zur Kulturwissenschaft, Germanistische Reihe Bd. 70). Innsbruck: university press, 2006. 220 S. 8 . Канетти Э. Недреманное ухо. Пятьдесят характеров / Пер. С. Власова // Человек нашего столетия: Пер. с нем. / Сост. и авт. предисл. Н.С. Павлова; Коммент. Р.Г. Каралашвили. М., 1990. С. 216-249. 9 . Канетти Э. Заметки. 1942-1972 / Пер. С. Власова // Человек нашего столетия: Пер. с нем. / Сост. и авт. предисл. Н.С. Павлова; Коммент. Р.Г. Каралашвили. М., 1990. С. 250-309. 10 . Canetti E. Die Fackel im Ohr. Lebensgeschichte (1921-1931). Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1996. 348 S. 11 . Canetti E. Dramen. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1978. 253 S. 12 . Канетти Э. Первая книга - «Ослепление» / Пер. С. Шлапоберской // Человек нашего столетия. М., 1990. С. 119-129. 13 . Canetti E. Die Provinz des Menschen. Aufzeichnungen (1942-1972). Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1998. 367 S. 14 . Канетти Э. Ослепление / Пер. с нем. С. Апта; Редкол.: Т. Балашова, Д. Затонский, С. Никольский и др. М.: Худож. лит., 1988. 496 с. |