СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА: ВНЕДРЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА |
5 | |
2017 |
научная статья | 342.951:656 | ||
125-134 | государственный контроль и надзор, Ространснадзор, реформа, рискориентированный подход, оценка риска, критерии риска, state control and supervision, Rostransnadzor, reform, risk-oriented approach, risk assessment, risk criteria |
Представлен комплексный анализ внедрения риск-ориентированного подхода к проведению проверок хозяйствующих субъектов в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора). Дана характеристика содержания риск-ориентированного подхода и механизма отнесения хозяйствующих субъектов к определенной категории риска, указаны преимущества такого подхода. Рассмотрен приоритетный проект «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта в Российской Федерации». Выделены основные направления работы по внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора на первом этапе реформирования в 2017 г. Проведен анализ рекомендаций, разработанных Институтом государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, в которых определены критерии оценки риска, методика отнесения поднадзорных субъектов к различным категориям риска. Основой классификации субъектов по категориям риска служит полная и достоверная информация о них. На основе анализа механизма получения сведений по критериям оценки риска, необходимых для государственного автодорожного надзора, делается вывод, что получение таких сведений в настоящее время является затруднительным. Различные документы, касающиеся внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность Ространснадзора, носят фрагментарный характер, и для охвата всех требующих урегулирования вопросов их явно недостаточно. В дальнейшем необходимы разработка и принятие ряда нормативных, методических и инструктивных документов, которые должны разрабатываться на единой концептуальной основе для исключения недочетов, пробелов и различных противоречий между ними. |
![]() |
1 . Новгородов Д.А. Использование ресурсов сети Интернет в пропаганде безопасности дорожного движе-ния // Управление деятельностью по обеспечению безо-пасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования) к 40-летию со дня образова-ния ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова: Сборник материалов X Международной научно-прак-тической конференции. ФГКОУ ВО «Орловский юри-дический институт Министерства внутренних дел России имени В.В. Лукьянова». 2016. С. 296-299. 2 . Дубровин А.К., Дубровина Д.А. Применение риск-ориентированного подхода при организации госу-дарственного контроля // Сборник трудов конф. «Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии» (Иркутск, 2-3 марта 2016 г.). Тюмень, Восточно-Сибирский институт МВД РФ. 2016. С. 49-52. 3 . О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (вместе с «Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности»): Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 (ред. от 30 марта 2017 г.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_203819/ 4 . Правительство закрепило внедрение риск-ориентированного подхода в Госконтроле [Электрон- ный ресурс] // Сайт «Открытое правительство». URL: http://open.gov.ru/events/5515398/ (дата обращения: 16.03.2017). 5 . Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта в Российской Феде-рации: паспорт ведомственного приоритетного проекта Федеральной службы по надзору в сфере транспорта [Электронный ресурс] // Сайт Министерства транс-порта Российской Федерации. URL: http://rostrans nadzor.ru/wp-content/uploads/2016/12/pasport-vedomstve nnogo-prioritetnogo-proekta-Federalnoj-sluzhby-po-nadzor u-v-sfere-transporta-Sovershenstvovanie-kontrolno-nadzor noj-deyatelnosti-v-sfere-transporta-v-Rossijskoj-Federatsii-.pdf (дата обращения: 18.03.2017). 6 . Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорных функций Федеральной службы по надзору в сфере транспорта [Электронный ресурс] // Сайт Министерства транспорта Российской Федерации. URL: http://ugancfo.tu. rostransnadzor.ru/wp-content/uploads/sites/19/2017/0 4/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D0%BA-%D0%BE% D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0% B4%D1%85%D0%BE%D0%B4-%D0%A0%D0%BE% D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80.pdf (дата обращения: 15.03.2017). 7 . Александров А.В. Фактор субъективности при оценке риска по качеству [Электронный ресурс] // Портал «Новости GMP». URL: http://gmpnews.ru/ 2012/10/faktor-subektivnosti-pri-ocenke-riska-po-kache stvu/ (дата обращения: 18.03.2017). 8 . Майоров В.И. Модернизация системы госу-дарственного контроля и надзора в современной России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Ло-бачевского. 2016. № 4. С. 133-137. |