СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ОБРАЗОВ РОЗЫ И КРЕСТА В РОМАНЕ Э.Т.А. ГОФМАНА «ЭЛИКСИРЫ ДЬЯВОЛА» |
5 | |
2017 |
научная статья | 821.161.1.09 | ||
197-203 | Э.Т.А. Гофман, роман «Эликсиры дьявола», образы розы и креста, роковое начало, двойничество, внешнийивнутренний планы повествования, сон, doppelg, ?nger, internal and external plans of narrative, images of rose and cross, dream |
Рассматриваются образы розы и креста в романе Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры дьявола». Доказывается, что они имеют обобщенно-символический смысл, сочетающий в себе религиозно-философский, иронический и мистический планы, и связаны с центральными проблемами романа. Кроме того, роза и крест участвуют в развитии авторской концепции и выполняют ряд важнейших функций: во-первых, являются символом греха рода Франческо, а также роком, который управляет героем на пути к искуплению; во-вторых, выполняют иронически-игровую функцию, которая выражается в романтическом гротеске, образах «потешных чудаков» и смещении внутреннего и внешнего планов повествования; в третьих, указывают на мистический подтекст романа, ключевым моментом которого является сон Медардуса, содержащий символы инициации и олицетворяющий собой процесс обособления духовного (розы) от физического (креста). |
1 . Чавчанидзе Д.Л. Романтический роман Гофмана // Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. М., 1982. С. 45-80. 2 . Аствацатуров А.А. Феномен бессознательного в романе Э.Т.А. Гофмана «Эликсир сатаны» // Преломления. Вып. 2. СПб., 2003. С. 217-248. 3 . Мишина Л.А. Роман Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры сатаны» как «рассказываемый театр» (тип «потешного чудака») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 4 (2). С. 911-914. 4 . Dumont A. Die Einflusse von Identitatsphilosophie und Erfahrungsseelenkunde auf E.T.A. Hoffmanns 'Elixiere des Teufels' // Zeitschrift fur Germanistik. Bern, 1991. 5 . Левингтон А.Г. Роман Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры сатаны» // Э.Т.А. Гофман. Эликсиры сатаны. Ленинград, 1984. С. 234-276. 6 . Ringel S. Realit?t und Einbildungskraft im Werk E.T.A. Hoffmanns / Stefan Ringel. K?ln: Weimar, Wien: B?hlau Verlag, 1997. 336 s. 7 . Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма. М.: МИК, 2004. 367 с. 8 . Werner H.-G. E. T. A. Hoffmann. Darstellung und Deutung der Wirklichkeit im dichterischen Werk. Op. cit.Weimar. 1962. 9 . Микушевич В.Б. Леонардо да Винчи в «Эликсирах дьявола» // Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений в 6 т. М.: Художественная литература, 1991-1999. С. 426-432. 10 . Ладыгин М.Б. Романтический роман. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1981. 126 с. 11 . Fick M. E.T.A. Hoffmanns Theosophie: Eine Interpretation des Romans «Die Elixiere des Teufels» // Gorres- Jahrbuch. Bd. 36. Berlin, 1995. 12 . Сафрански Р. Гофман. М.: Молодая гвардия, 2005. 383 с. 13 . Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений в 6 т. М.: Художественная литература, 1991-1999. 14 . Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. М.: Русские словари, Языки славянской культуры, 1997-2012. 15 . Берновская Н.М. Об иронии Гофмана // Художественный мир Э.Т.А. Гофмана: Сб. ст. М., 1982. С. 218-235. 16 . Мишина Л.А. Раскрытие тайн в романе Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры сатаны» // Вестник Чувашского университета. 2012. № 2. С. 330-336. 17 . Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. М. - СПб.: Мидгард, Эксмо, 2005. 864 с. |