DESINE SPERARE QUI HIC INTRAS |
6 | |
2017 |
научная статья | 94 (4) | ||
39-45 | Данте, «Божественная комедия», Вергилий, «Энеида», загробный мир, ад, грех, души умерших, Dante, «Divine Comedy», Virgil, «Aeneid», afterlife, hell, evil, souls of the dead |
Проводится сравнительный анализ двух наиболее подробных описаний загробного мира в европейской традиции - «Энеиды» Вергилия и «Божественной комедии» Данте. Предлагается рассмотреть поэмы как два совершенно разных дискурса - описательного у Вергилия и нормативного у Данте. Отмечается, что представления о загробном мире в «Божественной комедии» являются зеркалом многих аспектов средневековой культуры. Показано, что переход от взглядов Вергилия к взглядам Данте на посмертную участь душ отражает мировоззренческую эволюцию европейской мысли от эпохи Римской империи до итальянского Средневековья. Делается вывод о том, что различия в изображении загробного мира у Данте и Вергилия связаны не только с утверждением христианства в европейской традиции, но и с существенной эволюцией концептов индивидуальности, самости и идентичности. |
1 . Гомер. Илиада / Перевод Н.И. Гнедича. Под ред. Я.М. Боровского. М.: Наука, 2008. 576 с. 2 . Гомер. Одиссея / Пер. В. Жуковского. М.: АСТ, 2010. 320 с. 3 . Данте А. Божественная комедия / Пер. М. Лозинского. М.: Правда, 1982. 4 . Morgan A. Dante & the Medieval Other World (Cambridge Studies in Medieval Literature). Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 268 p. 5 . Sayers G., Sayers M.A. The Pituitary-Adrenal System // Annals of the New York Academy of Sciences. 1949. V. 50. P. 522-539. 6 . Lummus D. Dante’s Inferno: Critical Reception and Influence. Pasadena: Salem Press, 2011. P. 63-81. URL: http://philosophyproject.org/wp-content/uploads/ 2014/01/lummus-inferno-influence-book-format.pdf (дата обращения: 08.11.2017). 7 . Hainworth P., Robey D. Dante: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press, 2015. 144 p. 8 . Chessick R.D. Dante’s Divine Comedy revisited: what can modern psychoanalysts learn from a medieval «psychoanalysis»? // Journal of the American Academy of Psychoanalysis. 2001. № 29 (2). Р. 281-304. 9 . Вергилий Марон Публий. Буколики. Геогики. Энеида / Пер. С. Ошерова. М., 1971. 447 с. 10 . Maurice Mandelbaum and American Critical Realism. London: Routledge, 2010. 174 p. 11 . A Companion to Vergil’s Aeneid And Its Tradition / Ed. Joseph Farrell and Michael C.J. Putnam. MA: Wiley-Blackwell Publishing, 2010. 559 p. 12 . Parisi T. Freud as Virgil: The Anthropologies of Psychoanalysis and the Commedia // The Seven Deadly Sins. From Communities to Individuals / Ed. Richard Newhauser. Series: Studies in Medieval and Reformation Traditions. Vol. 123. Leiden, Boston, 2007. P. 257-274. 13 . Howard L. Virgil the Blind Guide: Marking the Way through the Divine Comedy. London: McGill-Queen’s University Press, 2010. 262 p. 14 . Ziolkowski J. Virgil the Magician // Dall'antico al Moderno Immagini del Classico Nelle Letterature Europe. Roma, 2015. P. 59-76. 15 . Jacoff R. Vergil in Dante // A Companion To Vergil’s Aeneid And Its Tradition / Ed. Joseph Farrell and Michael C.J. Putnam. MA: Wiley-Blackwell Publishing, 2010. P. 147-157. 16 . Обидина Ю.С. Представления о бессмертии души в культуре Древней Греции: становление, эволюция, трансформация в христианское воскресение. Йошкар-Ола, 2007. 288 c. 17 . The Virgilian Tradition. The First Fifteen Hundred Years / Ed. Jan M. Ziolkowski and Michael C.J. Putnam. London: Yale University Press, 2008. 1123 p. 18 . Обидина Ю.С. Загробный мир древних римлян в латинских текстах и ментальных конструкциях // Историческое произведение как феномен культуры. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2017. С. 59-64. 19 . Caesar M. Dante: The Critical Heritage. London: Routledge, 1995. 680 p. |