Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ДИОНИСИЙСКАЯ И АПОЛЛОНИЙСКАЯ ЗВУКОВАЯ ПАРТИТУРА В «СМЕРТИ В ВЕНЕЦИИ» ТОМАСА МАННА И ЛУКИНО ВИСКОНТИ


Номер журнала
6
Дата выпуска
2017

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82
Страницы
199-208
Ключевые слова
диегетический, недиегетический звук, сократическое, аполлонийское, дионисийское, нарратив, прямая, косвенная, несобственно-прямая речь, diegetic sound, non-diegetic sound, Socratic, Apollonian, Dionysian, narrative, direct speech, indirect speech, free in

Авторы
Москвина Е.В.

Место работы
Москвина Е.В.
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова


Аннотация
Анализируются содержательные функции звуков в новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции» и в одноименном фильме Лукино Висконти. Терминология кино, делящая фонограмму на три основные сферы (шумы, речь и музыка), применяется для разбора особенностей звукового нарратива новеллы. Прослеживается связь звука с визуальной и смысловой структурой произведений, и при его анализе используется терминология Ф. Ницше, обозначающая аполлонийский, дионисийский и сократический типы культуры. Через звуковые образы Томас Манн в новелле создает сферу дионисийского, которая поглощает героя к концу произведения. В фильме же итальянского режиссера звук, как правило, диегетический, а недиегетический выполняет функцию гармонизации отношений героя с миром, т. е. обладает аполлонийским потенциалом.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Махов А.Е. M?sica Literaria = Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005. 224 с.
2 . Павлова Е.В. Музыка в ранней прозе Томаса Манна: феномен интермедиальности: Дис. … канд. филол. наук. М.: РГГУ, 2010. 200 с.
3 . Адмони В., Сильман Т. Томас Манн. Очерк творчества. Л.: Советский писатель, 1960. 352 с.
4 . Дирзен И. Эпическое искусство Томаса Манна. Мировоззрение и жизнь. М.: Прогресс, 1981. 304 с.
5 . Какабадзе Н. Томас Манн. Грани творчества. Тбилиси: Мерани, 1985. 215 с.
6 . Thomas Mann: «Der Tod in Venedig». Wirklichkeit, Dichtung, Mythos / Hrsg. von Frank Baron und Gert Sautermeister. L?beck: Schmidt-R?mhild Verlag, 2003. 200 S.
7 . Frizen W. Thomas Mann. Der Tod in Venedig. M?nchen: Oldenbourg Verlag, 1993. 159 S.
8 . Mann T. Der Tod in Venedig. Brl.: S. Fischer Verlag, 1922. 146 S.
9 . Герцман Е. Музыкальная боэциана. СПб.: Невская Нота, 2010. 504 с.
10 . Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Государственное учеб.-метод. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1957. 620 с.
11 . Mann T. Der Tod in Venedig. M?nchen, Hyperionverlag Hans von Weber, 1912 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gutenberg.org/files/ 12108/12108-8.txt (дата обращения: 13.03.2016).
12 . Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 1994. 344 с.
13 . Элиаде М. История веры и религиозных идей от каменного века до элевсинских мистерий. М.: Академический проект, 2014. 432 с.
14 . Ницше Ф. Собрание сочинений: в 13 т. М.: Культурная революция, 2012. Т. 1. Ч. 1. 416 с.
15 . Nietzsche F. Also sprach Zarathustra. Ein Buch f?r Alle und Keinen. М.: Астрель, 2005. 420 с.
16 . Thomas Mann. Ein Leben in Bildern. Frank-furt/M.: Fischer Verlag, 1997. 512 S.
17 . Малер Г. Письма. СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 2006. 896 с.
18 . Барсова И. Симфонии Густава Малера. СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 2010. 584 с.
19 . Ницше Ф. Собрание сочинений в 13 т. М.: Культурная революция, 2012. Т. 1. Ч. 2. 480 с.
20 . Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2. М.: Академический проект, 2004. 432 с.
21 . Mann T. Briefe 1889-1936. Frankfurt/M.: Fi-scher Verlag, 1961. 581 S.
22 . Sprecher Th. Der g?ttliche Ju?ngling. An-merkungen zu Thomas Manns „letzter Liebe" //Bl?tter der Thomas Mann Gesellschaft. Z?rich, Nummer 29, 2000-2001. S. 25-46.
23 . Platen A. Werke in zwei B?nden. Bd.1: Lyrik. M?nchen: Winkler, 1982.
24 . Манн Т. Август фон Платен // Томас Манн. Аристократия духа. Сборник очерков, статей и эссе. М.: Культурная революция, 2009. 368 с.