ДИОНИСИЙСКАЯ И АПОЛЛОНИЙСКАЯ ЗВУКОВАЯ ПАРТИТУРА В «СМЕРТИ В ВЕНЕЦИИ» ТОМАСА МАННА И ЛУКИНО ВИСКОНТИ |
6 | |
2017 |
научная статья | 82 | ||
199-208 | диегетический, недиегетический звук, сократическое, аполлонийское, дионисийское, нарратив, прямая, косвенная, несобственно-прямая речь, diegetic sound, non-diegetic sound, Socratic, Apollonian, Dionysian, narrative, direct speech, indirect speech, free in |
Анализируются содержательные функции звуков в новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции» и в одноименном фильме Лукино Висконти. Терминология кино, делящая фонограмму на три основные сферы (шумы, речь и музыка), применяется для разбора особенностей звукового нарратива новеллы. Прослеживается связь звука с визуальной и смысловой структурой произведений, и при его анализе используется терминология Ф. Ницше, обозначающая аполлонийский, дионисийский и сократический типы культуры. Через звуковые образы Томас Манн в новелле создает сферу дионисийского, которая поглощает героя к концу произведения. В фильме же итальянского режиссера звук, как правило, диегетический, а недиегетический выполняет функцию гармонизации отношений героя с миром, т. е. обладает аполлонийским потенциалом. |
![]() |
1 . Махов А.Е. M?sica Literaria = Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005. 224 с. 2 . Павлова Е.В. Музыка в ранней прозе Томаса Манна: феномен интермедиальности: Дис. … канд. филол. наук. М.: РГГУ, 2010. 200 с. 3 . Адмони В., Сильман Т. Томас Манн. Очерк творчества. Л.: Советский писатель, 1960. 352 с. 4 . Дирзен И. Эпическое искусство Томаса Манна. Мировоззрение и жизнь. М.: Прогресс, 1981. 304 с. 5 . Какабадзе Н. Томас Манн. Грани творчества. Тбилиси: Мерани, 1985. 215 с. 6 . Thomas Mann: «Der Tod in Venedig». Wirklichkeit, Dichtung, Mythos / Hrsg. von Frank Baron und Gert Sautermeister. L?beck: Schmidt-R?mhild Verlag, 2003. 200 S. 7 . Frizen W. Thomas Mann. Der Tod in Venedig. M?nchen: Oldenbourg Verlag, 1993. 159 S. 8 . Mann T. Der Tod in Venedig. Brl.: S. Fischer Verlag, 1922. 146 S. 9 . Герцман Е. Музыкальная боэциана. СПб.: Невская Нота, 2010. 504 с. 10 . Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Государственное учеб.-метод. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1957. 620 с. 11 . Mann T. Der Tod in Venedig. M?nchen, Hyperionverlag Hans von Weber, 1912 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gutenberg.org/files/ 12108/12108-8.txt (дата обращения: 13.03.2016). 12 . Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 1994. 344 с. 13 . Элиаде М. История веры и религиозных идей от каменного века до элевсинских мистерий. М.: Академический проект, 2014. 432 с. 14 . Ницше Ф. Собрание сочинений: в 13 т. М.: Культурная революция, 2012. Т. 1. Ч. 1. 416 с. 15 . Nietzsche F. Also sprach Zarathustra. Ein Buch f?r Alle und Keinen. М.: Астрель, 2005. 420 с. 16 . Thomas Mann. Ein Leben in Bildern. Frank-furt/M.: Fischer Verlag, 1997. 512 S. 17 . Малер Г. Письма. СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 2006. 896 с. 18 . Барсова И. Симфонии Густава Малера. СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 2010. 584 с. 19 . Ницше Ф. Собрание сочинений в 13 т. М.: Культурная революция, 2012. Т. 1. Ч. 2. 480 с. 20 . Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2. М.: Академический проект, 2004. 432 с. 21 . Mann T. Briefe 1889-1936. Frankfurt/M.: Fi-scher Verlag, 1961. 581 S. 22 . Sprecher Th. Der g?ttliche Ju?ngling. An-merkungen zu Thomas Manns „letzter Liebe" //Bl?tter der Thomas Mann Gesellschaft. Z?rich, Nummer 29, 2000-2001. S. 25-46. 23 . Platen A. Werke in zwei B?nden. Bd.1: Lyrik. M?nchen: Winkler, 1982. 24 . Манн Т. Август фон Платен // Томас Манн. Аристократия духа. Сборник очерков, статей и эссе. М.: Культурная революция, 2009. 368 с. |