ВЛИЯНИЕ РОВАНИЕМСКОГО ПРОЦЕССА НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ФИНЛЯНДИЯ |
1 | |
2018 |
научная статья | 342 | ||
130-136 | «мурманские тезисы», Рованиемский процесс, Арктическая стратегия по защите окружающей среды, законодательство Финляндии, имплементация декларативных положений, правовой статус Арктики, правовые системы Скандинавских стран, «Murmansk theses», Rovaniemi pro |
Возрастающее значение Арктики коррелирует с проведением исследований, затрагивающих различные аспекты развития данного региона, в том числе политического и правового сотрудничества государств, прежде всего арктических стран. В современных исследованиях подробно рассматриваются вопросы правовой регламентации статуса арктических территорий, при изучении указанного вопроса широко применяется междисциплинарный подход. Состоявшаяся в 1989 году встреча представителей данных государств в финском городе Рованиеми положила начало одноименному политико-правовому процессу, в ходе которого была принята Арктическая стратегия по защите окружающей среды, послужившая основой создания Арктического совета. Однако исторический аспект «процесса Рованиеми» и имплементация положений названной стратегии в национальное законодательство стран-участниц не получили должного освещения. Настоящая статья призвана восполнить этот пробел. В рамках историкоправового анализа исследуется содержание и значение идей М.С. Горбачева, высказанных им в 1987 г. в Мурманске, освещаются позиции исследователей, затрагивающих эту проблему. Положения Арктической стратегии по защите окружающей среды комплексно рассматриваются в контексте их имплементации в правовую систему Республики Финляндия. Изучены законодательные акты, в наибольшей мере демонстрирующие влияние Рованиемского процесса. К таковым авторы отнесли Конституцию Республики Финляндия, Уголовный кодекс, специализированные акты природоохранного законодательства. Не ограничиваясь рассмотрением специализированных законов, авторы осветили отдельные аспекты содержания актов конституционного значения в контексте их сопряженности с общепризнанными нормами международного права, а также вопросы регулирования гражданско-правовых отношений, имеющих «арктическое» содержание. Пример правового развития Республики Финляндия демонстрирует прямое влияние Рованиемского процесса на национальное арктическое законодательство, что свидетельствует об отсутствии объективных препятствий к имплементации декларативных положений актов рекомендательного характера в национальное законодательство, но поднимает вопрос о возможных барьерах субъективного характера, имеющихся в иных арктических странах. |
1 . Yaneva Z. The European Arctic policy in progress // Polar Science. 2016. № 10. P. 441-449. 2 . Murray K. The Arctic Council: A Brief History, its Partnership with Indigenous Groups of the Arctic, and its Role in Uncovering and Addressing Health Issues in the Far North // Journal of the Canadian Health Libraries Association. 2014. № 31. P. 27-31. 3 . Сахаров А.Г. Развитие Арктического совета как «института регионального управления» // Вестник международных организаций. 2016. Т. 10. № 4. С. 72-92. 4 . Гаврилов В.Г. Правовое развитие Арктического региона: предпосылки и перспективы // Журнал российского права. 2017. № 3. С. 148-157. 5 . Конышев В.Н., Сергунин А.А. Международные организации и сотрудничество в Арктике // Вестник международных организаций. 2011. № 3 (34). С. 27-36. 6 . Byers M. International Law and the Arctic. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 340 p. 7 . Kirkey Ch. Smoothing Troubled Waters: The 1988 Canada-United States Arctic Co-operation Agreement // International Journal. 1995. № 50. P. 401-426. 8 . Соколова Ф.Х. Духовно-интеллектуальное пространство Арктики: концепт, структура, факторы формирования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 1. С. 67-79. 9 . Gavrilov V.V. The LOSC and the Delimitation of the Continental Shelf in the Arctic Ocean // The International Journal of Marine and Coastal Law. 2016. Vol. 31. № 2. P. 317. 10 . Brigham L. International cooperation in arctic marine transportation // In: O.R. Young, J.D.Kim, Y.H.Kim (Eds.). The Arctic in World Affairs: A North Pacific Dialogue on the Future of the Arctic. 2013. P. 115-136. 11 . Gulas S., Downton M., D'Souza K., Hayden K., Walker T. Declining Arctic Ocean oil and gas develop-ments: Opportunities to improve governance and environmental pollution control // Marine Policy. 2017. № 75. P. 53-61. 12 . S?derholm K., S?derholm P., Helenius H., Pet-tersson M., Viklund R., Masloboev V., Mingaleva T., Petrov V. Environmental regulation and competitiveness in the mining industry: Permitting processes with special focus on Finland, Sweden and Russia // Resources Policy. 2015. № 43. P. 130-142. 13 . Fernandez L., Kaiser B., Moore S., Vestergaard N. Introduction to special issue: Arctic marine resource governance // Marine Policy. 2016. № 72. P. 237-239. 14 . Hossain K. Securitizing the Arctic indigenous peoples: A community security perspective with special reference to the Sami of the European high north // Polar Science. 2016. № 10. P. 415-424. 15 . Czarny R. The High North between Geography and Politics. Springer International Publishing, Switzerland, 2015. 245 p. 16 . Хлуднева Н.И. Перспективы развития правовой охраны арктических экосистем // Журнал российского права. 2015. № 11. С. 114-122. 17 . Nyman E. Protecting the poles: Marine living resource conservation approaches in the Arctic and Antarctic // Ocean and Coastal Management. 2017. № 5. P. 1-8. 18 . Elferink A. Environmental protection in the Arctic - the Rovaniemi process // Marine Pollution Bulletin. 1992. № 3. P. 128-130. 19 . Huebert R. New directions in circumpolar cooperation: Canada, the arctic environmental protection strategy, and the Arctic council // Canadian Foreign Policy Journal. 2011. № 4. P. 37-57. 20 . Авхадеев В.Р. Роль деклараций о сотрудничестве государств в Арктике и международное право // Журнал российского права. 2014. № 10. С. 138-145. 21 . Барамидзе Д.Д. Международное экологическое сотрудничество в Арктике // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2016. Т. 26. Вып. 4. С. 98-101. 22 . Koivurova T. Limits and Possibilities of the Arctic Council in a Rapidly Changing Scene of Arctic Governance // Polar Record. 2010. Vol. 46. № 2. P. 146-156. 23 . Фокин Ю.Е., Смирнов А.И. Киркенесская Декларация о сотрудничестве в Баренцевом море / Евроарктическом регионе: взгляд из России 20 лет спустя. М., 2012. 88 с. 24 . Горбачев М.С. Реальность и гарантии без-опасного мира // Правда. 1987. 17 сент. 25 . Kullerud R. Letter from the President. URL: http://uarctic.org/media/1135547/shared-voices-magazi ne-2015-screen.pdf (дата обращения: 06.08.2017). 26 . Овлащенко А.В., Покровский И.Ф. Перспективы правового режима морской транспортной среды российской Арктики: дуализм подходов или их эклектизм? // Транспортное право. 2012. № 1. С. 12-20. 27 . Van der Zwaag D., Huebert R., Ferrara S. The Arctic Environmental Protection Strategy, Arctic Council and Multilateral Environmental Initiatives: Tinkering While the Arctic Marine Environment Totters // Denver Journal of International Law and Policy. Vol. 30. № 131. 2001. P. 131-171. 28 . Речь М.С. Горбачева на торжественном со-брании, посвященном вручению городу Мурманску ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» 1 октября 1987 г. // Правда. 1987. 2 окт. 29 . The Rovaniemi Declaration on the Protection of the Arctic Environment, June 14, 1991. URL: http://arcticcircle.uconn.edu/NatResources/Policy/rovaniemi.html (дата обращения: 09.03.2017). 30 . Radiation act (592/1991; with amendments up to 624/2011). URL: https://www.stuklex.fi/en/ls/19910592 (дата обращения: 06.08.2017). 31 . Co-operatives Act (1488/2001). URL: http:// www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2001/en20011488.pdf (дата обращения: 06.08.2017). 32 . Reindeer Husbandry Act (848/1990; with amendments up to 54/2000). URL: http://www.finlex. fi/en/laki/kaannokset/1990/en19900848.pdf (дата обращения: 09.03.2017). 33 . Number of threatened mammal species decreased in Finland. URL: http://www.ymparisto.fi/enUS/Nature/ Number_of_threatened_mammal_species_decr(37787) (дата обращения: 09.03.2017). 34 . The Constitution of Finland (731/1999; with amendments up to 1112/2011). URL: http: //www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1999/en19990731.pdf (дата обращения: 09.03.2017). 35 . Hunting Act (615/1993; with amendments up to 206/2013). URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaanno kset/1993/en19930615.pdf (дата обращения: 09.03.2017). 36 . Hunting Decree (666/1993; with amendments up to 412/2014). URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset /1993/en19930666.pdf (дата обращения: 09.03.2017). 37 . The Criminal Code of Finland (39/1889; amendments up to 766/2015). URL: http://www.finlex.fi/en/laki/ kaannokset/1889/en18890039.pdf (дата обращения: 09.03.2017). 38 . Sami language Act (1086/2003). URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2003/en20031086.pdf (дата обращения: 06.08.2017). 39 . Act on the S?mi Parliament (974/1995; amendments up to 1026/2003). URL: http://www.finlex.fi/en/ la-ki/kaannokset/1995/en19950974.pdf (дата обращения: 06.08.2017). 40 . Decree on the Sami Parliament (1727/1995). URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1995/en 19951727.pdf (дата обращения: 06.08.2017). 41 . International Covenant on Civil and Political Rights (Adopted and opened for signature, ratification and accession by General Assembly resolution 2200A (XXI) of 16 December 1966). URL: http://www.ohchr. org/en/professionalinterest/pages/ccpr.aspx (дата обращения: 09.03.2017). |