АКУСТИКА ПРОСТРАНСТВА В РАННЕЙ ЛИРИКЕ ГЕОРГИЯ АДАМОВИЧА |
1 | |
2018 |
научная статья | 82.0 | ||
182-188 | Г. Адамович, лирика, акустика, пространство, темы, мотивы, устойчивые тематические комплексы, G. Adamovich, lyrics, acoustics, space, themes, motifs, sustainable thematic complexes |
Исследуется роль акустических тем, мотивов и образов в семантической организации стихотворений сборников «Облака» и «Чистилище» Г.В. Адамовича, выявляются закономерности, связанные с их употреблением. Охарактеризованы устойчивые тематические комплексы, содержащие минимальные темы тематического поля «акустика», определена семантическая роль акустических тем и их символическое значение. Акустические образы являются посредниками между мирами, связывают внешнее пространство реалий окружающего мира с внутренним пространством чувств и переживаний лирического субъекта. Звуки, имея трансцендентный характер, сигнализируют о мерцании пространств и времен: реального - воображаемого, реального - трансцендентного, реального - мифологического, обыденного - экзотического, прошлого - настоящего - будущего, жизненного - посмертного, а также становятся атрибутами событий межкультурного и общекультурного статуса, признаком трагической перипетии в судьбе субъекта. |
![]() |
1 . Жирмунский В.М. Избранные труды. Л., 1977. 408 с. 2 . Бодлер Ш. Соответствия // Бодлер Ш. Цветы Зла. Стихотворения в прозе. Дневники. Жан Поль Сартр. Бодлер. М.: Высш. шк., 1993. 511 с. 3 . Таганов А.Н. Бодлеровские отзвуки в русской литературе конца XIX - начала XX века // Соловьевские исследования. 2016. Вып. 1 (49). С. 123-136. 4 . Бальмонт К. О «Цветах зла» // Бальмонт К. Горные вершины. М.: Гриф, 1904. С. 54-58. 5 . Ищенко Д.С. Концептуальное соотношение фонетического значения с формой и содержанием поэтической речи (на материале поэтических текстов и эстетических взглядов В. Брюсова) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2009. № 2. С. 140-143. 6 . Горобец Е.В. Выражение глубинных сущностей мира через образы звучания в лирике К.Д. Бальмонта // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2016. Т. 22. № 4. С. 94-96. 7 . Атаманова Н.В. Семантическая реализация звуковой контрастности в языке поэтических контекстов А. Блока // Наука и Мир. 2014. № 9 (13). С. 92-93. 8 . Сидякова И.Ф., Еловская Н.А. «Звуковые образы» поэзии Бориса Пастернака // Проблемы современной науки. 2013. № 10-1. С. 31-36. 9 . Виноградов А.С. Специфика звуковых образов в сборнике Б. Пастернака «Близнец в тучах» (1913 г.) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2016. Т. 22. № 3. С. 137-141. 10 . Коростелев О.А. «“Без красок и почти без слов...” (поэзия Георгия Адамовича)» // Адамович Г.В. Собрание сочинений. Стихи, проза, переводы. СПб., 1999. С. 5-74. 11 . Дьякова К.В. От звукообраза к звуковому пространству прозы Е.И. Замятина // Вестник ТГУ. 2010. № 10. С. 122-127. 12 . Мансурова А.В. Поэтика звукообразов в лирике М.Ю. Лермонтова: Дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2004. 195 c. 13 . Баевский В.С. Сквозь магический кристалл. М.: Прометей, 1990. 158 с. 14 . Верещагина А.Н. Акустическая картина мира в лирике Г.В. Адамовича // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. Т. I (Гуманитарные науки). С. 150-153. 15 . Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М.: Современник, 1990. 383 с. 16 . Адамович Г.В. Собрание сочинений. Стихи, проза, переводы. СПб.: Алетейя, 1999. 560 с. 17 . Коростелев О.А. Поэзия Георгия Адамовича: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М.: Литературный институт им. Горького, 1996. 24 с. 18 . Радионова А.В. О «ночном» сознании в философии и поэзии // Общественные науки. 2012. № 5. С. 5-14. 19 . Пономарева М.А. Своеобразие художественного мира Георгия Адамовича: Диc. … канд. филол. наук. М.: Московский педагогический гоc. ун-т. М., 1998. 160 c. |