ГРАФФИТО С ПОМИНАНИЕМ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО НА АБСИДЕ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА В ПЕРЕСЛАВЛЕ-ЗАЛЕССКОМ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ, СМЫСЛА И НАЗНАЧЕНИЯ ТЕКСТА |
3 | |
2018 |
научная статья | 930.2 | ||
49-56 | средневековая Русь, эпиграфика, граффито, исторический источник |
Объектом исследования является недавно обнаруженное и опубликованное граффито Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Его текст содержит поминание князя Андрея Боголюбского и анафему его убийцам. Происхождение надписи, ее смысл и назначение не вполне очевидны и нуждаются в дальнейшем осмыслении. Цель настоящей статьи - используя методы эпиграфики и источниковедения, выявить наиболее существенные проблемы, возникающие при интерпретации содержания надписи, и определить перспективы ее использования в качестве исторического источника. Также поднимается вопрос о возможном протографе текста граффито и предлагается еще одна гипотеза возможной датировки надписи и связи ее с определенными политическими событиями истории становления великокняжеской власти в Северо-Восточной Руси при наследниках Андрея Боголюбского. |
![]() |
1 . Гиппиус А.А., Михеев С.М. Надпись об убийстве Андрея Боголюбского из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2017. № 3(69). С. 31-32. 2 . Воронин Н.Н. Раскопки в Переславле-Залесском // Материалы и исследования по археологии СССР. М. - Л., 1949. № 11. С. 193-202. 3 . Воронин Н.Н. Переславль-Залесский. М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1948. 56 с. 4 . Суслова А.В., Славина Т.А. Владимир Суслов. Л.: Стройиздат, 1978. 88 с. 5 . Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской церкви // ЧОИДР. М., 1903. Кн. I. Тафт Р.Ф. Диптихи / Пер. с англ. С. Голованова. Омск, 2012. 382 с. 6 . Дергачев В.В. Вселенский синодик в Древней и Средневековой России // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 1(3). С. 18-30. 7 . ПСРЛ. Л., 1926. Т. 1. 8 . Зотов Р.В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в Татарское время // Летопись занятий Археографической комиссии за 1882-1884 гг. СПб., 1892. С. 1-256. 9 . Книга глаголемая ксенос, сиречь странник, списанный Зосимом диаконом о русском пути до Царя града и отъ Царя града до Иерусалима // Книга хожений. Записки путешественников XI-XV веков. М.: Советская Россия, 1984. С. 120-136. 10 . Красносельцев Н.Ф. Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоуста. Казань, 1889. № 1. С. 200-245. 11 . Красносельцев Н.Ф. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки, с приложением исследований и текстов. Казань, 1885. 450 с. 12 . Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М.: АН СССР, 1961. 269 с. 13 . Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. М.: АН СССР, 1961. Т. 1. 588 с. 14 . Масленицын С.И. Живопись Владимиро-Суздальской Руси. 1158-1238 годы. М.: Изобразительное искусство, 1998. 264 с. 15 . Филимонов Г.Д. Древнейшие западные эмали в России, приписываемые св. Антонию Римлянину и Андрею Боголюбскому // Вестник общества древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1874. С. 21-26. 16 . Владимирские губернские ведомости. 1867. № 14. Часть неофициальная. 17 . Родина М.Е. Наплечники Боголюбского или армиллы Барбароссы // Родина. 2008. № 35. С. 63-66. 18 . Святая Русь: Каталог выставки. СПб., 2011. 310 с. 19 . Орешников А.В. Заметка о потире Переяславль-Залесского собора // Археологические известия и заметки, издаваемые МАО. 1897. № 11. С. 337-345; № 12. С. 402. 20 . Бочаров Г.Н. Художественный металл Древней Руси. М.: Наука, 1984. 319 с. 21 . Стерлигова И.А. «Потир Юрия Долгорукого» из Оружейной палаты Московского Кремля // Декоративно-прикладное искусство. Материалы и исследования Гос. историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». М., 1993. Вып. IX. С. 5-24. 22 . Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. 475 с. 23 . Горский А.А. Георгий (Юрий) Всеволодович // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 11. С. 88-97. |