СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ СОСТАВ УСТНЫХ РАССКАЗОВ О МОНАСТЫРЯХ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ) |
3 | |
2018 |
научная статья | 398.1 | ||
251-260 | устная несказочная проза о монастырях, цикл устных рассказов, религиозная легенда, историческое предание, святой, икона |
Излагаются наблюдения автора над бытованием современных устных нарративов о монастырях, делается попытка их сюжетно-тематического обобщения в виде повествовательных циклов, с разных сторон раскрывающих народный взгляд на прошлое, настоящее и будущее монастыря и его святынь. Основой исследований послужили материалы фольклорных экспедиций ННГУ. Автор устанавливает связи рассказов о монастырях с сюжетами и образами жанров народной несказочной прозы (преданий, легенд) и древнерусских повестей о церквях и иконах. |
![]() |
1 . Дранникова Н.В. Соловки в устной религиозной прозе жителей города Архангельска // Традиционная культура. 2015. № 4 (60). С. 49-57. 2 . Иванова А.А., Калуцков В.А., Фадеева Л.В. Святые места в культурном ландшафте Пинежья. Материалы и комментарии. М.: ОГИ, 2009. 512 с. 3 . Мороз А.Б. Сакральная география Каргополья. Монастыри [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/moroz8.htm (дата обращения: 25.03.2018). 4 . 4. Фольклорный архив ННГУ. 5 . Село Гуляево Лукояновского уезда // Нижегородские епархиальные ведомости. 1897. № 19. С. 594-596. 6 . Петров Н.В. Указатель сюжетов и мотивов к разделам «Легенды и предания», «Рассказы о староверах и скрытниках», «Присловья» // Каргополье: Фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни, присловья) / Сост. М.Д. Алексеевский, А.Б. Мороз и др. М., 2009. С. 495-539. 7 . Криничная Н.А. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры. Л.: Наука, Ленигр. отд-ние, 1987. 228 с. 8 . Юрчук Л.А., Казаков И.В. Псковские фольклорные легенды о «провалищах» // Вестник Северного (Арктического) университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 2. С. 137-145. 9 . Пепеляева Е.В. Исследовательская циклизация лирики как теоретическая проблема // Вестник Пермского университета. Серия: Российская и зарубежная филология. 2012. Вып. 2 (18). С. 174-180. 10 . Шеваренкова Ю.М. Нижегородские христианские легенды. Н. Новгород: КиТиздат, 1998. 168 с. 11 . Шеваренкова Ю.М. «Фольклорная летопись (биография)» монастыря в свете изучения религиозной традиции (на материале Серафимо-Дивеевского монастыря) // От конгресса к конгрессу: Материалы II Всерос. конгресса фольклористов. М., 2011. Т. 2. С. 214-228. 12 . Шеваренкова Ю.М. История монастыря в Красных Марах: цикл устных рассказов и литературно-исторические источники // Cлавянская традиционная культура и современный мир. Вып. 18. М., 2018 (в печати). 13 . Мороз А.Б. Святые Русского Севера. М., 2009. 14 . Шеваренкова Ю.М. Устное народное житие Серафима Саровского // Традиционная культура. 2005. № 1. С. 73-82. 15 . Казакова Л.А. Предания о заселении и освоении края (по материалам фольклорного архива ПсковГУ) // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2014. № 4. С. 38-44. 16 . Рыжова Е.А. Архитектоника русской агиографии: композиционный прием «выбор места основания монастыря или храма» // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 60. 2009. С. 51-84. 17 . Рыжова Е.А. Предания об основании монастырей и храмов в агиографической традиции Русского Севера // Человек и событие в исторической памяти: Сб. ст. / Отв. ред. Ю.А. Крашенинникова. Сыктывкар, 2017. С. 165-175. 18 . Тихонова Е.Л. Мотив строительства сакральных и профанных сооружений в структуре преданий о заселении и освоении русскими Восточной Сибири // Рябининские чтения - 2015. Петрозаводск, 2015. С. 412-414. 19 . Кириллин В.М. Жанрово-тематические особенности древнерусских сказаний об иконах // Вестник славянских культур. Т. XII. № 2. 2009. С. 60-68. 20 . Антонова М.В. Сказания об основании монастырей в региональной устной и письменной традиции: система мотивов // Ученые записки Орловского государственного университета. 2015. № 6 (69). С. 89-91. 21 . Комова М.А. Типология сюжетов в преданиях об иконах города Карачева и Карачевского уезда // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 3 (33). С. 175-182. 22 . Шеваренкова Ю.М. «Тайна мощей» Серафима Саровского в устных рассказах Нижегородского края // Человек и событие в исторической памяти: Сб. ст. / Отв. ред. Ю.А. Крашенинникова. Сыктывкар, 2017. С. 185-195. 23 . Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998. 24 . Шеваренкова Ю.М. Исследования в области русской религиозной легенды. Н. Новгород: Растр-НН, 2004. 157 с. 25 . Шеваренкова Ю.М. Святые источники и их роль в формировании сакрального пространства Дивеевской земли // Фольклор Большой Волги: Сб. науч. ст. / Сост. В.Е. Добровольская, И.В. Дынникова и др. М., 2017. С. 254-267. 26 . Шеваренкова Ю.М. «Про царя мне папка рассказывал, он царя видел…» // Традиционная культура. 2011. № 3. С. 107-120. 27 . Добровольская В.Е. Несказочная проза о разрушении церквей // Русский фольклор: Материалы и исследования. Т. 30. СПб., 1999. С. 500-512. 28 . Мороз А.Б. Разрушение церквей в советский период: два взгляда // Historia m?wiona w ?wietle nauk humanistycznych i spo?ecznych Wydawnictwo Uniwersy-tetu Marii Curie-Sk?odowskiej. Lublin, 2014. С. 187- 195. 29 . Ахметова М.В. Конец света в одной отдельно взятой стране: Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М.: ОГИ; РГГУ, 2010. 336 с. 30 . Бессонов И.А. Русская народная эсхатология: история и современность. М.: Гнозис, 2014. 336 с. 31 . Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб., 2002. 32 . Бауэр Т.В. Представления о «чужести» и «неправильности» в рассказах об Александро-Свирском монастыре // «Свое» и «чужое» в культуре: Материалы Х Междунар. науч. конф. / Отв. ред. Н.Г. Урванцева. Петрозаводск, 2015. С. 10-12. |