СОЮЗ ЕСЛИ В СИЛЬНЫХ ТЕКСТОВЫХ ПОЗИЦИЯХ |
4 | |
2019 |
научная статья | 811.161.1 | ||
214-218 | условный союз если, сильная позиция языковой единицы, текстовые функции зачина, концовки и заголовка, актуализация авторских смыслов |
Рассматриваются функции условного союза если в сильных позициях художественного произведения. Цель исследования - продемонстрировать, что текстовые позиции зачина, концовки и заглавия, будучи универсальными актуализаторами авторского смысла, усиливают грамматическое значение союза обусловленности и позволяют ему значительно расширить свое функциональное назначение. В работе применяются описательный метод с элементами интерпретационного анализа и метод непосредственного лингвистического наблюдения. Проведенный анализ показал, что союз если заинтересовывает прежде всего альтернативой: что произойдет, если будет так или иначе; читатель каждый раз вынужден домысливать продолжение невербализованных компонентов. Смысловые и коннотативные приращения, получаемые союзом в сильных текстовых позициях, являются слагаемыми общей индивидуально-авторской системы смыслов. Таким образом, служебное с грамматической точки зрения слово оказывается художественно значимым элементом интерпретации глубинного содержания литературного произведения. |
![]() |
1 . Исаева Л.А. Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте: Дис. … д-ра филол. наук. Краснодар, 1996. 310 с. 2 . Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. М., 2006. 384 с. 3 . Сырица Г.С. Актуализация авторских смыслов в художественном тексте: лингвопоэтический аспект. М.: Флинта: Наука, 2014. 160 с. 4 . Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: Учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2007. 520 с. 5 . Краснова Е.А. Сочинительные конструкции в позиции абсолютного начала текста // Наука и культура России: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф., посв. Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Самара, 2006. С. 22-24. 6 . Бакалова З.Н., Краснова Е.А. Союз ЕСЛИ в рассказе А. Кристи «Тайна голубого кувшина» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 20-23. 7 . Патроева Н.В. Начальная строка как сильная позиция лирического текста (на материале поэзии Е.А. Баратынского) // Пушкинские чтения. Вып. XVIII. 2013. С. 199-204. 8 . Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. 1978. № 4. С. 23-31. 9 . Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 140 с. 10 . Краснова Е.А. Условный союз в сильных позициях текста как актуализатор авторских смыслов // Наука и культура России. 2018. Т. 1. С. 109-112. 11 . Лушникова Г.И., Шубенкова Ю.В. Первичный и вторичный тексты: специфика заглавий // Вестник КемГУ. 2013. № 2. Т. 1. С. 199-203. 12 . Скрябина А.С. Влияние стилистических особенностей заглавий на восприятие художественного текста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 11. С. 52-57. 13 . Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988. 192 с. 14 . Бакалова З.Н. Функционально-коммуника-тивный аспект сочинительных конструкций художественного текста (на материале романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»). Самара: СГПУ, 2007. 148 с. |