Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА «РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЫ» ПРИ РЕФОРМИРОВАНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Номер журнала
5
Дата выпуска
2019

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
342.914
Страницы
143-165
Ключевые слова
«регуляторная гильотина», дерегулирование, дебюрократизация, реформирование государственного контроля и надзора, сокращение и пересмотр обязательных требований

Авторы
Мартынов А.В.

Место работы
Мартынов А.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Рассматривается очередной этап реформирования современной системы государственного контроля и надзора, связанный с пересмотром и сокращением обязательных требований, подлежащих проверке со стороны контрольных и надзорных органов. Данный метод реформирования получил название «регуляторной гильотины» и необходимую правовую основу. Автором рассматриваются концептуальные основы метода «регуляторной гильотины». Проводится системное толкование «регуляторной гильотины» в соотношении с дерегулированием и дебюрократизацией государственного управления. Анализируется правовая база, позволяющая реализовывать механизм «регуляторной гильотины», подробно исследуются принципы его реализации. Определяются органы, ответственные за проведение реформы, и органы исполнительной власти, участвующие в реализации механизма «регуляторной гильотины». Описывается общий процесс реализации механизма «регуляторной гильотины» на основе разработанных Правительством РФ методических рекомендаций. Указываются основные проблемные вопросы, препятствующие успешной реализации реформы контроля и надзора, основанной на «регуляторной гильотине».

Загрузить статью
Загрузить рецензию

Библиографический список
1 . Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание Законодательства РФ. 2018. № 21. Ст. 2981.
2 . Мартынов А.В. Система «Открытое правительство» как один из главных механизмов открытого государственного управления в России // Административное право и процесс. 2014. № 1. С. 13-22.
3 . Мартынов А.В. Туманные перспективы системы «Открытое правительство» в эпоху цифровой экономики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 11. С. 10-23.
4 . Война элит: что стоит за арестом экс-министра Абызова // «Газета.Ru». 27.03.2019. URL: https:// www.gazeta.ru/comments/2019/03/27_e_12268430.shtml (дата обращения: 10.10.2019).
5 . Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
6 . Плаксин С.М., Абузярова И.А., Кнутов А.В. и др. Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад. 2018 г. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. 148 c.
7 . Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утверждены Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
8 . Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренные Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1798-р // Собрание законодательства РФ. 2005. № 46. Ст. 4720.
9 . Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 20. Ст. 2293.
10 . Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р // Собрание законодательства РФ. 2011. № 26. Ст. 3826.
11 . План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 1 апреля 2016 г. № 559-р // Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2118.
12 . Паспорт приоритетной программы реформа контрольной и надзорной деятельности является Приложением к протоколу президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 декабря 2016 г. № 12 (с изм. от 30.05.2017 г. протокол № 6). Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
13 . Со всеми отсекающими // Газета «Коммерсантъ» № 6 от 16.01.2019 г. URL: https://www. kommersant.ru/daily/118020 (дата обращения: 10.10.2019).
14 . http://government.ru/news/35366/ (дата обращения: 10.10.2019).
15 . Дмитрий Медведев утвердил план по реализации механизма «регуляторной гильотины» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/ 36904/ (дата обращения: 10.10.2019).
16 . Регуляторную гильотину приводят в действие. К отсечению назначены тысячи актов советского периода // Газета «Коммерсантъ» № 165 от 12 сентября 2019 г. URL: https://www. kommersant.ru/doc/4089203 (дата обращения: 10.10.2019).
17 . Мисливская Г. Советские нормативы прекратят действовать с 2020 года // Российская газета. Рубрика: Власть. 11.09.2019 г. URL: https://rg.ru/ 2019/09/11/medvedev-dal-poruchenie-prekratit-dejstvie -sovetskih-normativov-s-2020-goda.html (дата обращения: 10.10.2019).
18 . Александров О.В. «Регуляторные гильотины»: международный опыт устранения препятствий для бизнеса // Торговая политика. 2019. № 1 (17). С. 107-119.
19 . http://regulatoryreform.com/ (дата обращения: 10.10.2019).
20 . Скугаревский Д. Как нейтрализовать регуляторную гильотину. Экономист Дмитрий Скугаревский о трех тактиках саботажа реформы контрольно-надзорной деятельности // Газета «Ведомости». 11 апреля 2019 г. URL: https://www.vedomosti.ru/ opinion/articles/2019/04/10/798838-neitralizovat-gilotinu (дата обращения: 10.10.2019).
21 . Методика исполнения Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины». Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://knd.ac.gov.ru по состоянию на 16.07.2019 // СПС «КонсультантПлюс».
22 . Хабриева Т.Я. Административные процедуры и административные барьеры: в поисках оптимальной модели соотношения // В кн.: Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой и Ж. Марку. М.: Статут, 2011. С. 94-117.
23 . Лафитский В.И. Механизмы преодоления административных барьеров (сравнительно-правовое исследование) // В кн.: Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой и Ж. Марку. М.: Статут, 2011. С. 118-133.
24 . Акимов Л.Ю., Андриченко Л.В., Артемьева Е.А. и др. Разрешительная система в Российской Федерации: научн.-практич. пособие / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2015. 928 с.
25 . Штобер Р. Хозяйственно-административное право. Основы и проблемы. Мировая экономика и внутренний рынок: Пер. с нем. М.: Волтерс Клувер, 2008. 370 c.
26 . Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад. 2015 г. / Авт. кол.: С.М. Плаксин, А.Г. Зуев, А.В. Кнутов и др. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016. 128 c.
27 . Лексин В.Н., Лексин И.В., Чучелина Н.Н. Качество государственного и муниципального управления и административная реформа. М.: Европроект, 2006. 352 c.
28 . Концепция повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014-2018 годы, утвержденная Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым 19 июня 2014 г. № 3853п-П16. Документ опубликован не был. URL: http://gos.hse.ru/library/370/ (дата обращения: 20.10.2019).
29 . Плаксин С.М., Абузярова И.А., Данилов Н.А. и др. Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад. 2016 г. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. 142 c.
30 . План мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержден Правительством РФ от 29 мая 2019 года № 4714п-П36. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.10.2019).
31 . Дмитрий Медведев утвердил план по реализации механизма «регуляторной гильотины». Новости Правительства РФ от 4 июня 2019 г. URL: http://government.ru/news/36904/ (дата обращения: 20.10.2019).
32 . Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об обязательных требованиях». Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.10.2019).
33 . Заключение от 30 августа 2019 г. № 771-СШ/Д26вн «Об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле». Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 29.08.2019 г. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.10.2019).
34 . Регуляторную гильотину просят заточить поострее. Бизнес-омбудсмен выступил с критикой реформы контроля и надзора // Газета «Коммерсантъ» № 150 от 22 августа 2019. С. 2. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/4067569 (дата обращения: 20.10.2019).
35 . Минэкономики вступило в дискуссию о КНД. Там ответили на замечания бизнес-уполномоченного // Газета «Коммерсантъ» №152 от 26 августа 2019 г. С. 2. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4072600 (дата обращения: 20.10.2019).
36 . Стандарт качества нормативно-правового регулирования обязательных требований, утвержден Протоколом заседания проектного комитета от 24 апреля 2018 г. № 3). Документ опубликован не был. URL: http://rsn76.ru/Documentation/Stand_Kach. pdf (дата обращения: 20.10.2019).
37 . Проект Федерального закона «Об обязательных требованиях», подготовлен Минэкономразвития, не внесен в Государственную Думу ФС РФ. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://regulation.gov.ru/ по состоянию на 07.06.2019 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.10.2019).
38 . Распоряжение Правительства РФ от 25 февраля 2019 г. № 288-р «О преобразовании Департамента Правительства РФ» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 10. Ст. 999.
39 . В Аппарате Правительства создан Департамент регуляторной политики. Новости Правительства РФ от 25 февраля 2019 года. URL: http://gover nment.ru/news/35831/ (дата обращения: 20.10.2019).
40 . https://ruspekh.ru/organizations/item/departame nt-regulyatornoj-politiki-pri-pravitelstve-rf (дата обращения: 20.10.2019).
41 . Ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.
42 . https://minjust.ru/node/383696. (дата обращения: 20.10.2019).
43 . Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в сферах осуществления государственного контроля (надзора), и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, участвующих в реализации механизма «регуляторной гильотины», видов федерального государственного контроля (надзора), осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, на которые должен быть распространен механизм «регуляторной гильотины», утвержден Правительством РФ 4 июля 2019 года. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.10.2019).
44 . Холявко А., Адамчук О. Часть ведомств просят вывести их из-под действия регуляторной гильотины. Бизнес считает, что механизм должен распространяться на всех // Газета «Ведомости». 26 июня 2019 г. URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2019/06/26/805160-vedomstv-gilotini. (дата обращения: 20.09.2019).
45 . Правительство определило, какие ведомства попадут под «регуляторную гильотину». Новости. Право.ру. 9 июля 2019 г. URL: https://pravo.ru/news/ 212934/ (дата обращения: 20.09.2019).
46 . https://pravo.ru/news/212660/ (дата обращения: 20.09.2019).
47 . Романова Т. Роспотребнадзор подготовил проект нового СанПиНа для кафе и ресторанов // Газета «Ведомости». 8 апреля 2019 г. URL: https:// www.vedomosti.ru/business/articles/2019/04/07/798502-proekt-novogo-sanpina (дата обращения: 20.09.2019).
48 . РСПП: проведение «регуляторной гильотины» может затянуться. URL: https://pravo.ru/news/ 209822/ (дата обращения: 20.10.2019).
49 . В кабмине назвали главного «врага» реформы надзора. URL: https://pravo.ru/news/210262/ (дата обращения: 20.10.2019).