Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

СПОСОБЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ В ЗАГЛАВИЯХ СМИ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ АСПЕКТЕ


Номер журнала
6
Дата выпуска
2019

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
81?373
Страницы
207-211
Ключевые слова
языковая игра, прецедентный феномен, логический предикат, актант, лингвоспецифическое выражение, монолингвальный аналог, language game, precedent phenomenon, predicate, actant, linguistic-specific expression, monolingual analogue

Авторы
Бугаева И.В.
Сидорченко К.М.

Место работы
Бугаева И.В.
Российский государственный аграрный университет им. К.А. Тимирязева

Сидорченко К.М.
Московский государственный психолого-педагогический университет


Аннотация
Исследуется языковая игра в заглавиях российских СМИ и ее аналогах в русскоязычных зарубежных СМИ посредством сравнения заглавий, публикуемых на российских новостных сайтах и на русском языке за рубежом. Эти заглавия аккумулируют в себе социально или культурно-исторически обусловленные представления, отражающие стереотип мышления. Данные, изложенные в настоящей статье, основаны на результатах исследования способов образования заглавий, в которых есть языковая игра. Выделяется метод использования психотриггеров для реализации аттрактивной функции заглавий. Чаще всего план содержания такого заглавия состоит из логического предиката, который включает в себя прецедентный феномен. Семантическую валентность логического предиката дополняет актант. Анализ примеров показывает, что в подобных заглавиях встречаются межкультурные монолингвальные аналоги языковой игры. Рассматривается источник их возникновения, способы образования и характерные свойства языковой игры, по которым можно выделить межкультурные монолингвальные аналоги.

Загрузить статью
Загрузить рецензию

Библиографический список
1 . Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы. М.: Гнозис, 1994. 612 с.
2 . Верещагин Е., Костомаров В. Лингвострановедческая теория слова. М.: Русский язык, 1980. 320 с.
3 . Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: Языки славянской культуры, 2002. 552 с.
4 . Санников В.З. Каламбур как семантический феномен // Вопросы языкознания. 1995. № 3. С. 56-69.
5 . Гридина Т.А. Языковая игра в художественном тексте: Монография. Екатеринбург: УрГПУ, 2012. 165 с.
6 . Огилви Д. О рекламе. М.: Эксмо, 2007. 157 с.
7 . Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб. ст. М.: Языки славянской культуры, 2005. 527 с.
8 . Бендлер Р., Гриндер Дж. Вводный курс НЛП- тренинга. М.: Флинта, 2000. 207 с.
9 . Бугаева И.В., Сидорченко К.М. Параметры привлекательного для целевой аудитории заголовка СМИ // Известия Юго-Западного государственного университета. 2019. Т. 9. № 2 (31). C. 41-48.
10 . Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой; Ин-т языкознания АН СССР. М.: Сов. энцикл., 1990. 682 с.
11 . Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. М.: Прогресс, 1988. 656 с.