ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ |
3 | |
2020 |
ПРАВО |
научная статья | 342.9 | ||
79-85 | государственный контроль и надзор, цифровизация экономики, административные процедуры, государственные услуги, государственные функции, экономическая интеграция, административное усмотрение, state control and supervision, digitalization of the economy, ad |
Цель работы - исследование процессов трансформации государственного контроля и надзора в условиях цифровизации экономики. На основе анализа литературы в области автоматизации и цифровизации контрольно-надзорной деятельности, отдельных ее направлений делаются выводы о позиционировании цифровизации в качестве подхода к использованию информационных технологий в государственном управлении, об административно-процедурном характере цифровизации государственного контроля и надзора. Методология исследования включает в себя методы сравнительно-правового анализа, формально-юридический, классификации и моделирования. Результатами исследования являются положения, характеризующие цифровизацию государственного контроля и надзора в качестве двух взаимосвязанных процессов: влияние подконтрольной среды на инструменты контроля и надзора и воздействие качественно новых контрольно-надзорных механизмов на управляемую сферу. В качестве выводов выделены основные тенденции цифровизации государственного контроля и надзора: переход на надгосударственный уровень в условиях экономической интеграции; повышение требований к обеспечению информационной и иных видов безопасности при работе с информацией, необходимой для проведения контроля и надзора; формализация государственного контроля и надзора, снижение уровня дискреции при его осуществлении. |
![]() | |
![]() |
1 . Анисина К.Т., Бадмаев Б.Г., Бит-Шабо И.В. и др. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: Монография / Под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2019. 2 . Мигачева Е.В. Налоговый контроль в условиях развития цифровой экономики // Финансовое право. 2018. № 8. С. 21-25. 3 . Вершило Т.А. Прозрачность (открытость) бюджетных отношений в условиях цифровой экономики // Финансовое право. 2018. № 8. С. 8-11. 4 . Андреев Н.Ю. Налоговый суверенитет и цифровая экономика: цифровое постоянное представительство // Финансовое право. 2018. № 12. С. 15-18. 5 . Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 85-102. 6 . Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 9 (261). С. 5-16. 7 . Зорькин В. Право в цифровом мире. Размышление на полях Петербургского международного юридического форума // Российская газета. 30.05.2018. № 7578. 8 . Талапина Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект): Монография. М.: Юриспруденция, 2015. 9 . Гаджиев Г.А. Является ли робот-агент лицом? (Поиск правовых форм для регулирования цифровой экономики) // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 15-30. 10 . Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: Монография. М., 2013. 11 . Талапина Э.В. Правовое регулирование цифрового правительства в России: возможности учета требований ОЭСР // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 3. С. 20-25. 12 . Поддубный Е.О. К вопросу об оптимизации деятельности судов в России посредством электронного правосудия // Право и цифровая экономика. 2018. № 1. С. 31-34. 13 . Валеев Д.Х., Нуриев А.Г. Допроцессуальный технический этап предъявления искового заявления в электронном виде и его особенности в контексте реализации конституционного права на судебную защиту в условиях цифровой экономики // Российский судья. 2019. № 4. С. 3-7. 14 . Эрделевский А.М. О цифровых правах // СПС «КонсультантПлюс». 2019. 15 . Андреев В.К. О понятии цифровых прав и их оборотоспособности // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2018. № 2. С. 38-41. 16 . Бакаева О.Ю. Посттаможенный контроль в ЕАЭС в условиях цифровизации таможенных отношений: правовые вопросы // Вестник Воронежского государственного университета Серия: Право. 2019. № 2. С. 142-150. 17 . Агамагомедова С.А. Автоматизация таможенного контроля: условия и административно-процедурное обеспечение // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2019. № 4. С. 81-86. 18 . Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. 400 с. 19 . Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Российская газета. 30.12.2008. № 266. 20 . Мартынов А.В. Обзор законодательства, устанавливающего основные направления и принципы внедрения новых информационных технологий в деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих функции контроля и надзора в России // В сб.: Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию профессора И.А. Склярова / Отв. ред. А.В. Мартынов. 2018. С. 8-81. 21 . Агамагомедова С.А. Соотношение понятий «таможенный контроль» и «таможенная услуга» (на примере обеспечения таможенными органами функции по защите интеллектуальной собственности) // Таможенное дело. 2013. № 3. С. 2-7. 22 . Приказ ФТС РФ от 13.08.2009 № 1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» (утратил силу) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 08.02.2010 № 6 (прил. 3 к Регламенту не приводится). 23 . Приказ ФТС России от 28.01.2019 № 131 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 07.06.2019. 24 . Доклад «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» / Министерство экономического развития РФ. М., 2018. 142 с. 25 . Стратегию цифровизации налогового контроля в России разъяснит на вебинаре представитель ФНС России // Официальный сайт ФТС России. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9223490/ (дата обращения: 23.01.2020). 26 . Мартынов А.В. Перспективы установления административной ответственности в сфере эксплуатации беспилотных автомобилей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 11. С. 42-55. 27 . Грачёва Е.Ю. Финансовая деятельность и финансовый контроль как система управления // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9 (70). С. 57-66. 28 . Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с. 29 . Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasia№c ommissio№.org/, 05.06.2014. 30 . Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. № 5. С. 3-12. |