ЛЕКСЕМА МЕНТАЛИТЕТ В МОДЕЛЯХ ГЕНИТИВНОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ |
5 | |
2020 |
научная статья | 811.161.1'37 | ||
204-209 | лексема менталитет, концепт МЕНТАЛИТЕТ/МЕНТАЛЬНОСТЬ, семантические преобразования, генитивное словосочетание, модели концептуальной метафоры, лингвокогнитивный анализ концептов, лингвокультурология, the lexeme mentalitet (mentality), the concept MENTALITE |
Статья открывает цикл работ, посвященных разным аспектам речевой актуализации лексем менталитет и ментальность как репрезентантов концепта МЕНТАЛИТЕТ/МЕНТАЛЬНОСТЬ. Целью работы является анализ семантических преобразований лексемы менталитет в контекстах стандартной и неузуальной генитивной сочетаемости по модели словосочетания «сущ. + сущ. в род. пад.» для последующего выявления особенностей его концептуального содержания и языковой объективации. Материалом исследования являются данные Национального корпуса русского языка. Показано, что лексема менталитет входит в разнообразные когнитивные модели военной, строительной, технологической и пр. генитивных метафор, что свидетельствует о значительной культурной разработанности соответствующего концепта в речевой практике носителей современного русского языка. |
1 . Апресян Ю.Д. Избранные труды: В 2-х т. М.: Языки русской культуры, 1995. Т. II: Интегральное описание языка и системная лексикография. 767 с. 2 . Радбиль Т.Б. Аномалии в сфере языковой концептуализации мира // Русский язык в научном освещении. 2007. № 1 (13). С. 239-265. 3 . Радбиль Т.Б., Маринова Е.В., Рацибурская Л.В. [и др.]. Русский язык начала XXI века: лексика, словообразование, грамматика, текст: Кол. мон. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2014. 325 с. 4 . Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / Пер. с англ. М.: Едиториал, 2004. 256 с. 5 . Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / Пер. с англ.; отв. ред. и сост. М.А. Кронгауз. М.: Русские словари, 1997. 416 с. 6 . Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб. ст. М.: Языки славянской культуры, 2005. 544 с. 7 . Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты: Сб. научн. тр. Волгоград-Архангельск: ВГУ, 1996. С. 3-16. 8 . Чернейко Л.О. Логико-философский анализ абстрактного имени. М.: Изд-во МГУ, 1997. 320 с. 9 . Ручина Л.И., Горшкова Т.М. Словарь комбинированного типа как способ лексикографического описания концептосферы русской народной сказки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 6-2. С. 130-135. 10 . Радбиль Т.Б., Сайгин В.В. Особенности парадигматической и синтагматической реализации концептуального поля «грех» в современном русском языке [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: www. science-education.ru/119-15195 (дата обращения: 25.08.2020). 11 . Радбиль Т.Б., Рацибурская Л.В. Словообразовательные инновации на базе заимствованных элементов в современном русском языке: лингвокультурологический аспект // Мир русского слова. 2017. № 2. С. 33-39. 12 . Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscorpora.ru 13 . Жуковская Л.И. Языковая экспликация концепта «менталитет / ментальность» в русском языке последних лет (по данным Национального корпуса русского языка) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 2 (2). С. 402-405. 14 . Жуковская Л.И. Семантическое наполнение концепта «менталитет/ментальность» и его языковое воплощение в современном русском языке: Дис. … канд. филол. наук. Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2015. 198 с. 15 . Радбиль Т.Б. Когнитивистика: Учебное пособие. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. 375 с. 16 . Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: ACT: Восток - Запад, 2010. 314 с. 17 . Радбиль Т.Б. Выявление содержательных и речевых признаков недобросовестной информации в экспертной деятельности лингвиста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 6. С. 146-149. 18 . Радбиль Т.Б., Юматов В.А. Способы выявления имплицитной информации в лингвистической экспертизе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3 (2). С. 18-21. |