Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

КОГНИТИВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ КОНЦЕПТОВ «ДОБРО» И «ЗЛО» КАК КАТЕГОРИЙ БАЗОВОГО УРОВНЯ


Номер журнала
6
Дата выпуска
2020

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
81.119
Страницы
135-139
Ключевые слова
этические концепты, категории базового уровня, концепт «добро», концепт «зло», метакатегория «совесть», прототипы

Авторы
Ван Тяньцзяо

Место работы
Ван Тяньцзяо
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Осуществляется лексико-семантический и концептуально-семантический анализ этических концептов «добро» и «зло» в качестве категорий базового уровня. Показано, что научные понятия «концепт» и «категория» представляют собой конечные продукты двух последовательных этапов когниции, т.е. концептуализации и категоризации; что концепты «добро» и «зло», выступающие как прототипы в рамках ключевой идеи русской языковой картины мира «нюансы человеческих отношений», обладают лексическо-семантическими и концептуально-семантическими признаками, соответствующими всем критериям концептов базового уровня категоризации. Делается вывод, что понятия «добро» и «зло», рассматриваемые как этические концепты, как и категории базового уровня, являются и некими объективными инвариантами, и субъективными нравственными представлениями, имеющими своим источником совесть, и ключевыми моральными ориентирами на ценностной шкале «хорошо - плохо».

Загрузить статью
Загрузить рецензию

Библиографический список
1 . Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М.: Academia, 1997. С. 269-279.
2 . Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. 245 с.
3 . Wang Yin. Explorations on Cognitive Linguistics. Chongqing: Chongqing Press, 2005.
4 . Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. 838 с.
5 . Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб. ст. М.: Языки славянской культуры, 2005. 544 с.
6 . Радбиль Т.Б. Основы изучения языкового менталитета: Учебное пособие. М.: Флинта?Наука, 2016. 328 с.
7 . Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие. М.: ТетраСистемс, 2004. 256 с.
8 . Ungerer F., Schmid H.J. An introduction to Cognitive Linguistics. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press, 2001. 336 р.
9 . Neisser U. Introduction: the ecological and intellectual bases of categorization // Concepts and conceptual development: Ecological and intellectual factors in categorization (ed. Neisser U.) New York: Press Syndicate of the University of Cambridge, 1987.
10 . Апресян Ю.Д. О московской семантической школе // Вопросы языкознания. 2005. № 1. С. 3-30.
11 . Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. 204 с.
12 . Радбиль Т.Б. Когнитивистика: Учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2018. 375 с.
13 . Croft W. The role of domains in the interpretation of metaphors and metonymies // Metaphor and Metonymy in Comparison and Contrast / Ed. Dirven R., Porings R. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2003.
14 . Бочкарев А.Е. К проблеме категоризации в теории прототипов: pro et contra // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 1. С. 249-254.
15 . Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
16 . Aristotle. The Nicomachean Ethics / Trans. by Ross D. Oxford: Oxford University Press, 2009.
17 . Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4 / Академия наук СССР Институт философии. М.: Мысль, 1983. 830 с.
18 . Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spra vochniki/tolkovyj-slovar-zhivogo-velikorusskogo-jazyka-v-i-dalia-bukva-s/1388 (дата обращения: 24.05.2019).