КОГНИТИВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ КОНЦЕПТОВ «ДОБРО» И «ЗЛО» КАК КАТЕГОРИЙ БАЗОВОГО УРОВНЯ |
6 | |
2020 |
научная статья | 81.119 | ||
135-139 | этические концепты, категории базового уровня, концепт «добро», концепт «зло», метакатегория «совесть», прототипы |
Осуществляется лексико-семантический и концептуально-семантический анализ этических концептов «добро» и «зло» в качестве категорий базового уровня. Показано, что научные понятия «концепт» и «категория» представляют собой конечные продукты двух последовательных этапов когниции, т.е. концептуализации и категоризации; что концепты «добро» и «зло», выступающие как прототипы в рамках ключевой идеи русской языковой картины мира «нюансы человеческих отношений», обладают лексическо-семантическими и концептуально-семантическими признаками, соответствующими всем критериям концептов базового уровня категоризации. Делается вывод, что понятия «добро» и «зло», рассматриваемые как этические концепты, как и категории базового уровня, являются и некими объективными инвариантами, и субъективными нравственными представлениями, имеющими своим источником совесть, и ключевыми моральными ориентирами на ценностной шкале «хорошо - плохо». |
1 . Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М.: Academia, 1997. С. 269-279. 2 . Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. 245 с. 3 . Wang Yin. Explorations on Cognitive Linguistics. Chongqing: Chongqing Press, 2005. 4 . Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. 838 с. 5 . Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб. ст. М.: Языки славянской культуры, 2005. 544 с. 6 . Радбиль Т.Б. Основы изучения языкового менталитета: Учебное пособие. М.: Флинта?Наука, 2016. 328 с. 7 . Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие. М.: ТетраСистемс, 2004. 256 с. 8 . Ungerer F., Schmid H.J. An introduction to Cognitive Linguistics. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press, 2001. 336 р. 9 . Neisser U. Introduction: the ecological and intellectual bases of categorization // Concepts and conceptual development: Ecological and intellectual factors in categorization (ed. Neisser U.) New York: Press Syndicate of the University of Cambridge, 1987. 10 . Апресян Ю.Д. О московской семантической школе // Вопросы языкознания. 2005. № 1. С. 3-30. 11 . Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. 204 с. 12 . Радбиль Т.Б. Когнитивистика: Учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2018. 375 с. 13 . Croft W. The role of domains in the interpretation of metaphors and metonymies // Metaphor and Metonymy in Comparison and Contrast / Ed. Dirven R., Porings R. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2003. 14 . Бочкарев А.Е. К проблеме категоризации в теории прототипов: pro et contra // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 1. С. 249-254. 15 . Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с. 16 . Aristotle. The Nicomachean Ethics / Trans. by Ross D. Oxford: Oxford University Press, 2009. 17 . Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4 / Академия наук СССР Институт философии. М.: Мысль, 1983. 830 с. 18 . Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spra vochniki/tolkovyj-slovar-zhivogo-velikorusskogo-jazyka-v-i-dalia-bukva-s/1388 (дата обращения: 24.05.2019). |