ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ «УЧИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЫ») |
6 | |
2020 |
научная статья | 81'42 | ||
140-148 | эмотивная лексика, вербализация эмоций, положительные эмоции, отрицательные эмоции, педагогический дискурс, «Учительская газета» |
Рассматриваются особенности семантики и функционирования эмотивной лексики в публицистической разновидности педагогического дискурса (на материале «Учительской газеты»). Целью работы является характеристика эмотивной лексики в семантическом, грамматическом и ситуативно-тематическом аспектах с помощью совокупности методов структурной лингвистики и дискурсивного анализа. Выявлены основные группы положительных и отрицательных эмоций, вербализуемых в текстах публикаций, и причины, по которым участники педагогического дискурса испытывают те или иные эмоции. Отмечены такие особенности функционирования эмотивной лексики в публицистической разновидности педагогического дискурса, как преобладание положительных эмоций над отрицательными и преобладание глагольных форм вербализации эмоций над именными. |
![]() |
1 . Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с. 2 . Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций: Моногорафия. М.: Гнозис, 2008. 416 с. 3 . Шаховский В.И. Эмоции: Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 128 с. 4 . Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. 211 с. 5 . Катермина В.В. Эмотивная лексика и перевод // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2016. № 4 (23). С. 82-90. 6 . Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / Под ред. Л.Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. 864 с. 7 . Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы / Под ред. Л.Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 704 с. 8 . Полянина Е.В. Педагогический дискурс: основные характеристики и жанры (на материале немецкого языка) // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов VI Межунар. интернет-конф. Саратов: Наука, 2014. С. 82-87. 9 . Коротеева О.В. Дефиниция в педагогическом дискурсе: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 1991. 24 с. 10 . Милованова Ж.В. Жанрово-речевые особенности педагогического дискурса // Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. науч. конф. Волгоград: Перемена, 1998. С. 63-64. 11 . Остражкова Н.С. Обучение пониманию содержательного компонента педагогического дискурса лекции: Английский язык, языковой вуз: Автореф. дис. … канд. пед. наук: Тамбов, 2004. 18 с. 12 . http://www.ug.ru/ (дата обращения: 28.03.2020). 13 . Торсуева И.Г. Контекст // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 238-239. 14 . Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с. 15 . Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с. 16 . Греч Н.И. Практическая грамматика русского языка. М.: Наука, 1999. 588 с. 17 . Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2005. 944 с. 18 . Чернова С.В. Модальные глаголы в современном русском языке. Семантическая модель «замысел - осуществление замысла». Киров: Изд-во ВГПУ, 1996. 160 с. |