Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ «УЧИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЫ»)


Номер журнала
6
Дата выпуска
2020

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
81'42
Страницы
140-148
Ключевые слова
эмотивная лексика, вербализация эмоций, положительные эмоции, отрицательные эмоции, педагогический дискурс, «Учительская газета»

Авторы
Возмищева К.А.

Место работы
Возмищева К.А.
Вятский государственный университет


Аннотация
Рассматриваются особенности семантики и функционирования эмотивной лексики в публицистической разновидности педагогического дискурса (на материале «Учительской газеты»). Целью работы является характеристика эмотивной лексики в семантическом, грамматическом и ситуативно-тематическом аспектах с помощью совокупности методов структурной лингвистики и дискурсивного анализа. Выявлены основные группы положительных и отрицательных эмоций, вербализуемых в текстах публикаций, и причины, по которым участники педагогического дискурса испытывают те или иные эмоции. Отмечены такие особенности функционирования эмотивной лексики в публицистической разновидности педагогического дискурса, как преобладание положительных эмоций над отрицательными и преобладание глагольных форм вербализации эмоций над именными.

Загрузить статью
Загрузить рецензию

Библиографический список
1 . Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.
2 . Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций: Моногорафия. М.: Гнозис, 2008. 416 с.
3 . Шаховский В.И. Эмоции: Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 128 с.
4 . Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. 211 с.
5 . Катермина В.В. Эмотивная лексика и перевод // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2016. № 4 (23). С. 82-90.
6 . Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / Под ред. Л.Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. 864 с.
7 . Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы / Под ред. Л.Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 704 с.
8 . Полянина Е.В. Педагогический дискурс: основные характеристики и жанры (на материале немецкого языка) // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов VI Межунар. интернет-конф. Саратов: Наука, 2014. С. 82-87.
9 . Коротеева О.В. Дефиниция в педагогическом дискурсе: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 1991. 24 с.
10 . Милованова Ж.В. Жанрово-речевые особенности педагогического дискурса // Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. науч. конф. Волгоград: Перемена, 1998. С. 63-64.
11 . Остражкова Н.С. Обучение пониманию содержательного компонента педагогического дискурса лекции: Английский язык, языковой вуз: Автореф. дис. … канд. пед. наук: Тамбов, 2004. 18 с.
12 . http://www.ug.ru/ (дата обращения: 28.03.2020).
13 . Торсуева И.Г. Контекст // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 238-239.
14 . Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.
15 . Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
16 . Греч Н.И. Практическая грамматика русского языка. М.: Наука, 1999. 588 с.
17 . Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2005. 944 с.
18 . Чернова С.В. Модальные глаголы в современном русском языке. Семантическая модель «замысел - осуществление замысла». Киров: Изд-во ВГПУ, 1996. 160 с.