Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ НА РАЗНЫХ ЯЗЫКОВЫХ УРОВНЯХ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИЙНЫХ ЗАГОЛОВКАХ (НА МАТЕРИАЛЕ «НОВОЙ ГАЗЕТЫ»)


Номер журнала
6
Дата выпуска
2020

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
811.161.1
Страницы
177-184
Ключевые слова
прецедентные феномены, прецедентный текст, трансформация прецедентных феноменов, заголовок, массмедиа

Авторы
Самыличева Н.А.

Место работы
Самыличева Н.А.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Выявляются особенности трансформации прецедентных феноменов на разных языковых уровнях в заголовках массмедиа и специфика их восприятия. Применяются описательный метод, метод непосредственного лингвистического наблюдения, метод сплошной выборки, описательный метод с элементами интерпретационного анализа. Установлено, что трансформация прецедентных феноменов может существенно повысить выразительность заголовков и привлечь внимание читателей к статье, однако воздействие на восприятие заголовка адресатом возможно только в случае знакомства читателя с исходным прецедентным феноменом и осознания отсылки к нему. Анализ прецедентных феноменов, функционирующих в современных массмедиа, позволил предложить их типологию по способам трансформации.

Загрузить статью
Загрузить рецензию

Библиографический список
1 . Гуревич С.М. Номер газеты. М.: Аспект Пресс, 2002. 192 с.
2 . Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. 6-е изд. М.: ЛКИ, 2007. 264 с.
3 . Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. М.: Гнозис, 2002. 284 с.
4 . Алексеенко М.А. Текстовая реминисценция как единица интертекстуальности // Массовая культура на рубеже ХХ-ХХI веков: Человек и его дискурс: Сб. научных трудов. М.: Азбуковник, 2003. С. 221-233.
5 . Пикулева Ю.Б. Прецедентный культурный знак в современной телевизионной рекламе: лингвокультурологический анализ: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2003. 23 с.
6 . Смулаковская Р.Л. Своеобразие использования прецедентных феноменов в газетном дискурсе // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. 2004. Т. 12. С. 111-120.
7 . Красных В.В., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1997. № 3. С. 62-75.
8 . Бакич (Самыличева) Н.А. Трансформация прецедентных феноменов в медийном тексте как проявление речевой креативности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 5. С. 185-190.