Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЛЕШМОБА И ЕГО РАЗНОВИДНОСТЕЙ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ


Номер журнала
1
Дата выпуска
2021

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
811.161.1
Страницы
193-199
Ключевые слова
интернет-коммуникация, виртуальное жанроведение, флешмоб, челлендж, марафон, гипержанр

Авторы
Ахмедзянова А.Р.

Место работы
Ахмедзянова А.Р.
Марийский государственный университет


Аннотация
Рассматривается вопрос о виртуальных жанрах. Целью статьи является изучение флешмоба как гипержанра, подразделяющегося на такие жанры, как челлендж, марафон и собственно флешмоб. Исследование выполнено на материале текстов русскоязычного сегмента социальной сети «Инстаграм». Основными методами исследования являются описательный метод, сопоставительный метод, а также статистические методы, использованные при подсчёте реакций на ввод определенного хештега. Выделены такие общие для гипержанра «флешмоб» признаки, как разделение коммуникативных ролей участников, разделение сообщений по функциям и адресатам, наличие практической (прикладной) цели создания каждого текста в рамках гипержанра флешмоба, наличие тематической гиперссылки (хештега), реализация интертекстуальности с помощью персональных гиперссылок на личные аккаунты участников речевой деятельности в рамках гипержанра флешмоба. Среди индивидуальных характеристик жанра собственно флешмоба выделены интегративность, презентационность, относительно свободные хронологические рамки. Для челленджа характерны эстафетность и людическая модальность. Марафон характеризуется такими индивидуально-жанровыми признаками, как классифицируемость по практической цели, четкость хронологических рамок, преобладание вербального компонента коммуникации над визуальным и нивелирование анонимности. Индивидуальные характеристики разновидностей гипержанра флешмоба носят уточняющий характер для общежанровых признаков.

Загрузить статью
Загрузить рецензию

Библиографический список
1 . Интернет-коммуникация как новая речевая формация: Колл. монография / Науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. 4-е изд., стер. М.: ФЛИНТА: НАУКА, 2018. 328 с.
2 . Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград: Перемена, 2009. 477 с.
3 . Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты: Монография. 2-е изд., испр. и доп. М.: РУДН, 2011. 436 с.
4 . Лутовинова О.В. Жанровые характеристики холивара // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6. № 3. С. 696-711.
5 . Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. 2011. Т. 24 (63). № 1. Ч. 1. С. 105-124.
6 . Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Собр. соч. М.: Русские словари, 1996. Т. 5: Работы 1940-1960 гг. С. 159-206.
7 . Макаров М.Л. Жанры в электронной коммуникации: quo vadis? // Жанры речи: сб. науч. тр. / Под ред. В.В. Дементьева. Вып. 4: Жанр и концепт. Саратов: Колледж, 2005. С. 336-352.
8 . Щипицина Л.Ю. Комплекс­ная характеристика жанра ком­пьютерно-опосредованной коммуникации (на примере веб-страниц новостных агентств) [Электронный ресурс]. URL: http://www.pags.ru/science/ conferences/E-Conference/Shipi­tina.doc (дата обращения: 13.04.2020).
9 . Карасик В.И. Жанры сетевого дискурса // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 49-55.
10 . Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5-20.
11 . Щурина Ю.В. Жанровое своеобразие социальной сети Instagram // Жанры речи. 2016. № 1. С. 156-168.
12 . Мельник М.А. Блог як жанр інтернет-коммунікації // Система і структура східнослов’янських мов: збірник наукових праць. Випуск 5. Видво: НПУ ім. М.П. Драгоманова; К., 2012. С. 216-223.
13 . Дементьев В.В., Седов К.Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1998. 107 с.
14 . Золотарева Л.А., Угро А.В. Флешмоб #10YEARSCHALLENGE в социальной сети «Instagram» и его жанровая реализация // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 7. С. 134-138.
15 . Боженкова Н.А., Боженкова Р.К., Шульгина Н.П. Психолого-педагогическая траектория обучения русскому языку как иностранному: этап речевой адаптации // Русистика. 2019. Т. 17. № 3. С. 326-365.
16 . Текутьева И.А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга [Электронный ресурс] // Медиасреда. 2016. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/zhanrovo-tematicheskaya-klassifikatsiya-videob loginga (дата обращения: 20.02.2020).
17 . Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. В 2-х т. М.: Русский язык, 2000.
18 . Патрушева Л.С. Хештегирование как новый коммуникативный процесс // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2018. Т. 18. Вып. 3. С. 471-475.