Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СЕМАНТИЗАЦИИ ЛЕКСИКИ


Номер журнала
5
Дата выпуска
2021

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
811.161.1 (075)
Страницы
218-221
Ключевые слова
семантизация лексики, смысл, значение, речевая деятельность, концепт, русский язык как иностранный, смысловое наполнение концепта, комбинированный учебный словарь, языко- вой дидактический материал

Авторы
Ручина Л.И.
Горшкова Т.М.

Место работы
Ручина Л.И.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Горшкова Т.М.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Предложены новые подходы к семантизации лексики в практике преподавания русского языка как иностранного в русле использования некоторых положений теории языковой концептуализации мира. Обосновывается важнейшая задача методики преподавания русского языка как иностранного - разра- ботка приемов формирования коммуникативно-речевой компетенции, обеспечивающей создание и понимание высказываний в единстве их языкового и экстралингвистического содержания. Обсуждают- ся проблемы корреляции понятий «значение» и «смысл» в трудах специалистов в области психологии речевой деятельности и современной семасиологии. Рассматриваются возможности применения язы- кового материала комбинированного учебного «Словаря концептов русской народной сказки», в кото- ром отражены парадигматические и синтагматические связи слов, номинирующих концепты, когни- тивные признаки концептов, выявленные на основе методики, разработанной авторами. На примере концептов «Невеста» и «Невестка» показаны возможности использования материалов словаря при се- мантизации лексических единиц, вербализующих соответствующие концепты. Показано применение результатов исследования концептов в качестве дидактического материала в практике преподавания русского языка как иностранного.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Московкин Л.В., Юрков Е.Е. Коммуникативная компетенция: определение, состав, приемы обучения // Язык и культура в филологическом вузе. Актуальные проблемы изучения и преподавания: Сборник научных трудов / Ред.-сост. А.Н. Щукин. М.: Филоматис, 2006. С. 199-205.
2 . Милославский И.Г. Обеспечение продуктивной речевой деятельности на русском языке как важнейшая проблема фундаментальной и прикладной лингвистики // Язык и культура в филологическом вузе. Актуальные проблемы изучения и преподавания: сб. статей под ред. А.М. Щукина. М.: Филология, 2006. С. 171-180.
3 . Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. 246 с.
4 . Апресян Ю.Д. Об активном словаре русского языка // Русский язык сегодня Вып. 4. Проблемы языковой нормы: Сб. статей. М.: Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН, 2006. С. 29-47.
5 . Радбиль Т.Б. Национально-культурный компонент в когнитивной структуре ситуации // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей. Вып. 50 / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2014. С. 272-279.
6 . Маркова Е.М., Радбиль Т.Б., Рацибурская Л.В., Ручина Л.И. и др. Введение // Лингвокогнитивные аспекты изучения национальных концептосфер в синхронии и диахронии: Коллективная монография / Под ред. Л.В. Рацибурской. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020. С. 100-105.
7 . Анисимова Е.В., Горшкова Т.М., Ручина Л.И., Синелева А.В. Словарь концептов русской народной сказки. Ч. 1. Н. Новгород: Нижегородский университет, 2011. 170 с.