ДИКИЕ НАРОДЫ И ДИКАЯ МЕСТНОСТЬ В ДОМОНГОЛЬСКОМ ЛЕТОПИСАНИИ |
1 | |
2022 |
научная статья | 94(470)“11/12”:39 | ||
32-40 | лес, поле, горы, животные, поляне, древляне, хазары, Древняя Русь, «Повесть временных лет» |
Анализируется противопоставление образа жизни полян дикому обитанию в лесах других славянских племен, данное автором «Повести временных лет». Отмечается, что иерархия между племенами, проживающими в разных природных средах, отражала в глазах летописца не степень развития культуры, а способность общества приблизиться к выполнению возложенных Богом на человека обязанностей. В этом свете пространство Киева выделяется как священная территория, которой остальные славяне обязаны «очеловечиванием». А лес маркирует, с одной стороны, территории, подлежащие христианизации, с другой - границы власти хазар в славянских землях. Отмечается, что представленный в «Повести» вариант оппозиции «дикое-домашнее» был тесно связан с задачами формирования идеологии политической децентрализованной цивилизации. |
1 . Дескола Ф. По ту сторону природы и культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 584 с. 2 . Толочко А.П. Очерки начальной Руси. Киев; СПб.: Лаурус, 2015. 336 с. 3 . Данилевский И.Н. Восточнославянские «племенные союзы»: реальность или летописная легенда? // В сб. в честь И.Г. Коноваловой: Книга картины земли / Под ред. Т.Н. Джаксон и А.В. Подосинова. М.: Индрик, 2014. С. 66-75. 4 . Данилевский И.Н. Повесть временных лет: герменевтические основы источниковедения летописных текстов. М.: Аспект-Пресс, 2004. 370 с. 5 . Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. 760 с. 6 . Ранчин А.М. Вертоград Златословный: Древнерусская книжность в интерпретациях, разборах и комментариях. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 576 с. 7 . Иванов В.В., Топоров В.Н. О древних славянских этнонимах (Основные проблемы и перспективы) // В кн.: Из истории русской культуры. Т. 1. Древняя Русь. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 413-440. 8 . Петрухин В.Я. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Форум; Неолит, 2014. 464 с. 9 . Андрейчева М.Ю. Образы иноверцев в Повести временных лет. СПб.: Нестор-История, 2019. 184 с. 10 . Гимон Т.В. Грани смысла и «память контекста» (книга М.Ю. Андрейчевой об образах иноверцев в «Повести временных лет») // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. T. 11. Вып. 11 (97). URL: https://history.jes.su/s2079878400 13034-6-1/ (дата обращения: 09.04.2021). 11 . Демин А. Изображение «зверскости» злодеев в древнерусской литературе // Развитие личности. 2012. № 4. С. 106-125. 12 . Матвиенко В.А., Щёголева Л.И. Книги временные и образные Георгия Монаха: в 2 т. Т. 1. Ч. 1. Интерпретированный текст Троицкой рукописи. М.: Наука, 2006. 634 с. 13 . Козьма Пражский. Чешская хроника / Вступ. ст., пер. и коммент. Г.Э. Санчука. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 298 с. 14 . Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1997. 496 с. 15 . Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб.: Евразия, 2005. 640 с. 16 . Слово о ведре и о казнях Божьих // В кн.: Срезневский И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. Приложение к IX-му тому записок Имп. Академии наук. № 6. СПб., 1866. С. 36-42. 17 . Палея Толковая / Под ред. Ю. Камчатнова. М.: Согласие, 2002. 650 с. 18 . Пузанов В.В. От праславян к Руси: становление древнерусского государства (факторы и образы политогенеза). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2017. 752 с. 19 . Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона // В кн.: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. XI-XII века. СПб.: Наука, 2000. С. 26-61. 20 . Солнцев Н.И. Особенности описания «своих» и «чужих» в космографическом введении «Повести временных лет» // Via in tempore. История. Политология. 2020. Т. 47. № 3. С. 541-551. 21 . Полное собрание русских летописей. Т. 3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.: Языки русской культуры, 2000. V-XII, 720 с. 22 . Полное собрание русских летописей. Т. 2. Ипатьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1998. 648 с. 23 . Шахматов А.А. Разыскания о русских летописях. М.: Академический проспект, Жуковский: Кучково поле, 2001. 880 с. 24 . Коротаев А.В., Крадин Н.Н., Лынша В.А. Альтернативы социальной эволюции (вводные замечания) // В сб.: Альтернативные пути к цивилизации / Под ред. Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева, Д.М. Бондаренко, В.А. Лынши. М.: Логос, 2000. С. 24-83. 25 . Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Ижевск: Удмуртский университет, 2003. 276 с. 26 . Данилевский И.Н. Русские земли в правовой системе Улуса Джучи // Труды по россиеведению. 2016. № 6. С. 201-219. 27 . Откровение Мефодия Патарского // В кн.: Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. СПб.: РХГИ, 1999. С. 654-688. 28 . Юрьева И.С. Некоторые особенности синтаксиса, морфологии и лексики так называемой Галицко-Волынской летописи // В сб.: Лингвистическое источниковедение и история русского литературного языка. М.: Древлехранилище, 2013. С. 135-151. 29 . Баранкова Г.С., Мильков В.В. Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. СПб.: Алетейя, 2001. 896 с. 30 . Добродомов И.Г. Проблема филологической достоверности материала в исторических исследованиях // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 4 (10). С. 5-20. |