Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ЭКСПОРТ СОВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РУССКО-ПЕРСИДСКИЕ ШКОЛЫ В ИРАНЕ В 1920-Х ГГ


Номер журнала
2
Дата выпуска
2022

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
94
Страницы
16-23
Ключевые слова
ВОКС, русско-персидские школы, культурная дипломатия, миссионерские школы, Иран, Реза-шах Пехлеви

Авторы
Сурков М.Ю.

Место работы
Сурков М.Ю.
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина


Аннотация
Раскрываются особенности функционирования иностранных школ в Иране в 1920-х гг. как акторов культурной дипломатии своих стран в контексте начала процесса модернизации системы образования Ирана при шахе Резе Пехлеви. На основе нормативных актов, а также с привлечением опубликованных исследователями документов Министерства просвещения, вакфов и изящных искусств Ирана анализируется деятельность образовательных учреждений Франции, США, Германии в рамках выстраивания национальной системы образования в стране. Рассматриваются особенности функционирования советских русско-персидских школ в Иране и подчеркивается роль Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС), особенно в обеспечении финансирования школ. ВОКС через своих уполномоченных в Иране анализировало работу этих школ. На основе документов из фонда ВОКС (протоколов совещаний, отчетов директоров школ, документов полпредства СССР), хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации, и материалов периодической печати исследуется взгляд на работу школ советской прессы, руководства ВОКС, сотрудников полпредства и самих работников школ. В советской прессе формировался положительный образ русско-персидских школ, а в документах полпредства эти школы резко критиковались. Сравнивается отношение иранского правительства к советским и другим иностранным школам.

Загрузить статью
Загрузить рецензию

Библиографический список
1 . Alesina A., Giuliano P., Reich B. Nation-Building and Education // The Economic Journal. August 2021. 131. Iss. 638. Р. 2273-2303.
2 . Закон об образовании [????? ????? ?????]. URL: https://rc.majlis.ir/fa/law/show/90163 (дата обращения: 11.12.2021).
3 . Matthee R. Transforming Dangerous Nomads into Useful Artisans, Technicians, Agriculturists: Education in the Reza Shah Period // Iranian Studies. Vol. 26. № 3/4. P. 313-36.
4 . Садиг Иса. Краткий период истории культуры Ирана [???? ????? ????? ????? ????? ?????]. Тегеран, 1976. 270 с. (на перс. яз.).
5 . Marashi A. Nationalizing Iran: Culture, Power and the State. Seattle, WA: University of Washington Press, 2008. 200 p.
6 . Menashri D. Education and the Making of Modern Iran. Ithaca, NY and London: Cornell University Press, 1992. 328 p.
7 . Хекмат Али Асгар. Тридцать воспоминаний о счастливой эпохе Пехлеви [?? ????? ?? ??? ?????? ?????]. Тегеран, 1976. 400 с. (на перс. яз.).
8 . Закон о Высшем совете по просвещению [????? ????? ???? ?????]. URL: https://rc.majlis.ir/fa/law/show/90680 (дата обращения: 11.12.2021).
9 . Sadiq I. Modern Persia and Her Educational System. PhD Thesis. New York, 1931. 125 p.
10 . Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-5283. Оп. 1а. Д. 134.
11 . Banani A. The Modernization of Iran, 1921- Stanford: Stanford University Press, 1961. 191 p.
12 . Архитектор Николай Марков (1883-1957): персидская судьба русского казака // Дом русского зарубежья им. А. Солженицына. URL: https://www. domrz.ru/exhibition/arkhitektor_nikolay_markov_1883_1957_persidskaya_sudba_russkogo_kazaka/ (дата обращения: 11.12.2021).
13 . Zirinsky M.P. Render Therefore Unto Caesar the Things Which Are Caesar’s: American Presbyterian Educators and Reza Shah // Iranian Studies. Vol. 26. No. ?. Р. 337-356.
14 . Рафи Х., Аббасзаде-Марзбали М. Анализ отношений Ирана и Германии в период с начала правления династии Пехлеви до конца Второй мировой войны [????? ????? ????? ? ?????? ?? ???? ???? ????? ?? ????? ??? ????? ???]. // Фаслнаме-йе моталеат-е тарих. Т. 17. № 63. С. 129-152 (на перс. яз.).
15 . Шейхрезаи Ансие. Французские школы в Иране [????? ??????? ?? ?????]. // Гянджине-йе аснад. 1995. Вып. 3-4. С. 95-109 (на перс. яз.).
16 . Натег Хома. Деятельность французов в области культуры в Иране (1837 - 1921) [??????? ?????? ????? ?? ?????]. Париж, 1996. 380 с. (на перс. яз.).
17 . Яздани Марзия. Основание женского Педагогического училища и женское образование [????? ??????????? (???? ???? ??????) ? ??????? ??????] // Гянджине-йе аснад. 1999. Вып. 3-4. С. 47-81 (на перс. яз.).
18 . Elwell-Sutton L. P. Modern Iran. London: George Routldge & Sons Ltd, 1941. 234 p.
19 . Чучкалов А. В. Американская дипломатия и закрытие школ пресвитерианской образовательной миссии в Иране (август 1939 - январь 1942 гг.) // Вестник ВятГУ. 2006. № 14. С. 222-232.
20 . Яздани Марзия. Краткая история просвещения в Иране: новое прочтение отчета о подходе Ирана к распространению культуры и основанию образовательных учреждений [??????? ????? ?? ????? ???????? ????? ?? ?????? ????? ?? ????? ????? ? ????? ?????? ??????] // Гянджине-йе аснад. 1998. Вып. 3-4. С. 10-25 (на перс. яз.).
21 . ГАРФ. Ф. Р-5283. Оп. 1а. Д. 67.
22 . ГАРФ. Ф. Р-5283. Оп. 4. Д. 20.
23 . Тахер-Ахмади Махмуд. Отношения Ирана и СССР в период правления Резы-шаха [????? ????? ? ????? ?? ???? ??????]. Тегеран, 2005. 330 с. (на перс. яз.).
24 . ГАРФ. Ф. Р-5283. Оп. 1а. Д. 78.
25 . Грайр. Мактаби рус // Учительская газета. 27.11.1926. № 47 (119). С. 4.
26 . Балашов Е.М. Политика в области школьного, профессионально-технического и среднего специального образования, 1917-1941 годы // Расписание перемен: Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи - СССР (конец 1880-х - 1930-е годы). М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 435-493.
27 . Комиссаров Д.С. Человек, умиравший трижды: воспоминания востоковеда. М.: Новый хронограф, 2011. 454 с.
28 . ГАРФ. Ф. Р-5283. Оп. 4. Д. 53.