Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ТВОРЧЕСТВО» В «СЛОВЕ О ЖИТИИ И УЧЕНИИ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО СТЕФАНА, БЫВШАГО В ПЕРМИ ЕПИСКОПА» ЕПИФАНИЯ ПРЕМУДРОГО


Номер журнала
2
Дата выпуска
2022

Раздел
Ф И Л О Л О Г И Я

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
811.161.1
Страницы
140-144
Ключевые слова
концепт «творчество», древнерусская литература, агиография, древнерусская словесность, теоцентрическая картина мира, канон

Авторы
Абрамова И.Ю.
Рябушкина Д.А.
Шавлюк О.Ю.

Место работы
Абрамова И.Ю.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Рябушкина Д.А.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Шавлюк О.Ю.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Рассматривается концепт «творчество», являющийся важной составляющей картины мира для любого художника. Авторы исходят из гипотезы, согласно которой представления о цели, мотивировке, методах работы, отношении творца и читателя разнятся в зависимости от эпохи и мировоззренческих установок художника. Теоцентризм картины мира, свойственный древнерусскому периоду, диктует авторам особые правила творчества: творческая деятельность возводится в статус главной задачи жизнетворчества, т.е. устроения своей жизни благообразно Божьим заповедям. В результате исследования авторы приходят к выводу, что концепт «творчество» имеет существенную специфику, обусловленную тесной связью представления о творчестве с идеями о богоподобии человека, о спасении души и пр.

Загрузить статью
Загрузить рецензию

Библиографический список
1 . Епифанова Е.А. Структура житийных предисловий в древнерусской агиографической традиции (XII в. до рубежа XIV - XV в.) // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 16 (345). Филология. Искусствоведение. Вып. 91. С. 41-45.
2 . Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Наука, 1988.
3 . Ужанков А.Н. О специфике развития русской литературы XI - первой трети XVII века. Стадии и формации. М.: Языки славянской культуры, 2009.
4 . Творогов О.В. Задачи изучения устойчивых литературных формул Древней Руси // ТОДРЛ. Т. 20. М.-Л., 1964. С. 29-41.
5 . Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных // ТОДРЛ. Т. LVII СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. С. 431-500.
6 . Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа (Подготовка текста Ю.А. Грибова, перевод Е.Г. Водолазкина, Н.Ф. Дробленковой, Л.С. Шепелевой, комментарии Т.Р. Руди) // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН [Электронный ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom. ru/Default.aspx?tabid=10091 (дата обращения: 16.01.2022).
7 . 7. Библия, Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. СПб.: Синодальная типография, 1900.
8 . Игнатий (Брянчанинов) свт. Христианский пастырь и христианин художник // Полное собрание творений. Т. 4. М.: Паломник, 2002. С. 503-509.
9 . Материалы для Словаря древнерусского языка. В 3 т. / И.И. Срезневский. М.: Знак, 2003.
10 . Словарь русского языка XI-XVII вв. Т. 9 / АН СССР, Ин-т рус. яз.; редкол.: С. Г. Бархударов (отв. ред.) [и др.]. М.: Наука, 1975.
11 . Моторин А.В. Концепция воображения в древнерусской иконописи и житиях // Икона в русской словесности и культуре: Сб. ст. / Сост. В.В. Лепахин. М.: Паломник, 2012. С. 109-138.
12 . Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова XI - XVII вв. Минск, 2001.
13 . Лепахин В.В. Икона и иконичность. СПб., 2002.
14 . Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
15 . Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. С. 127-135.