Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ПРОПАГАНДЕ РАДИКАЛЬНЫХ ИСЛАМИСТОВ


Номер журнала
4
Дата выпуска
2022

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
94, 297, 323.28
Страницы
51-60
Ключевые слова
исламизм, джихадизм, сакральное пространство, радикализм

Авторы
Сулейменов А.Р.
Рыжов И.В.

Место работы
Сулейменов А.Р.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Рыжов И.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Анализируются практики конструирования пространства, характерные для пропаганды радикального исламизма. Исходя из предположения о мифологической природе идеологии джихадистов (хадис о Дабике, распространяемые джихадистской пропагандой материалы о глобальном заговоре против мусульман), авторы данной статьи считают возможным утверждать наличие особых черт пространственного измерения, присущего джихадистской пропаганде и исламистскому мировосприятию. Авторы выявляют наиболее яркие черты, присущие категории пространства радикального исламизма: четкое разделение на категории сакрального/профанного и неразрывная связь «чужого» пространства с образом врага, ряд географических маркеров, обрамляющих пространство радикального исламизма. Также выявляются приемы конструирования сакральных пространств радикального исламизма: убеждение в необходимости совершения мистического путешествия-трансформации, противопоставление Дуньи и Ахирата, создание виртуальных пространств воображения. На примере исследования практик конструирования пространств нескольких акторов радикального исламизма делается вывод о сложении определенного канона пространственно-временной картины мира радикального исламизма.

Загрузить статью
Загрузить рецензию

Библиографический список
1 . Бланк К. Иеротопия Достоевского и Толстого // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств / Сборник статей под ред. А.М. Лидова. М.: Индрик, 2009. С. 323-340.
2 . Лотман Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах // В кн.: Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 255-265.
3 . Hawemann T. The Sacral Geography of Islamic Jihad. A compendium of selected case studies from around the globe. URL: https://bibliographie.uni-tuebingen.de/xmlui/bitstream/handle/10900/49985/pdf/20131118_publication_radical.pdf;sequence=1#page=61 (дата обращения: 10.08.2021).
4 . Heidenreich E. Sakrale Geographie - Essay ?ber den modernen Dschihad und seine R?ume. Bielefeld, 2010.
5 . Мейлахс П.А. Отдавая «родине» должное // Нева. 2011. № 3. URL: https://magazines.gorky.media/neva/2011/3/otdavaya-rodine-dolzhnoe.html
6 . Пономарев И.В. Таблиги Джамаат и международный терроризм на Северном Кавказе // Исламские радикальные движения на политической карте современного мира. Вып. 2. Северный и Южный Кавказ / Институт Африки РАН. М., 2017. С. 579-596.
7 . Апокалипсис не сегодня // Газета.RU. 19.10.2016. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2016/10/18_a_10257851.shtml (дата обращения: 14.10.2021).
8 . Малинова О.Ю. Актуальное прошлое: символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М.: Политическая энциклопедия, 2015. 207 с.
9 . Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук, 2002. 528 с.
10 . Рагозина С.А. Дискурс политического ислама (на примере интернет-пространства Северо-Восточного Кавказа) / Предисл. А.Л. Рябинина, Г. В. Лукьянова. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 144 с.
11 . Воскобойников О.С. Тысячелетнее царство (300-1300). Очерк христианской культуры Запада. М.: НЛО, 2014. 568 с.
12 . Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
13 . Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: Объединенное гуманитарное издательство, 2003. 296 с.