О ФОРМИРОВАНИИ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА, Г. КРАСНОЯРСК) |
4 | |
2022 |
научная статья | 343.1:372.83 | ||
96-105 | федеральный государственный образовательный стандарт, проектные компетенции, проектные технологии, профессиональная подготовка юристов |
Основная цель проведенного исследования - через анализ положений федеральных государственных образовательных стандартов по юриспруденции, закрепивших необходимость формирования проектных компетенций будущих юристов, раскрыть место проектной деятельности в структуре основных образовательных программ подготовки юристов; определить, для решения каких типов профессиональных задач необходимо проектирование; показать на примере анализа практики подготовки юристов в Сибирском федеральном университете, какие образовательные технологии позволяют наиболее эффективно сформировать проектные компетенции будущего юриста. В качестве основных методов авторы используют системный, сравнительный и исторический анализ. В статье рассматривается процесс формирования проектных компетенций через проектные технологии. Результаты проведенного исследования могут быть применены как в научных целях, так и в прикладном аспекте. Авторы делают вывод, что при разработке ООП по действующим стандартам необходимо учитывать исторический опыт внедрения проектирования в отечественное образование. |
![]() |
1 . Тульчинский Г.Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121- 2 . Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция: Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. № 1011. 3 . Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция: Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 25 ноября 2020 г. № 1451. 4 . Serikov V. et al. Project approach as the methodology of constructing the content and technology of university education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 214. Р. 399-406. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.686 5 . Сауренко Н.Е. Качество образования как результат деятельности вуза при реализации проектного подхода // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2015. № 3 (20). С. 109-117. 6 . Модернизация инженерного образования в СФУ // Образовательный портал СФУ. URL: http://edu.sfu- kras.ru/engineering (дата обращения: 10.02.2022). 7 . Академия инжиниринга // Образовательный портал СФУ. URL: http://edu.sfu-kras.ru/engineering-academy (дата обращения: 10.02.2022). 8 . Абросимова Е.А., Попова О.В. Интерактивные методики подготовки проекта нормативно-правового акта для формирования профессиональных компетенций в юридическом образовании (на примере государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей) // Юридическое образование и наука. 2019. № 4. С. 18-21. 9 . Маланов И.А., Бальжиев Б.А. Проектная деятельность как средство повышения профессиональной подготовки будущих юристов // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 4. С. 80-85. 10 . Бальжиев Б.А. Проблема повышения профессиональной подготовки будущих юристов в процессе проектной деятельности // Современное педагогическое образование. 2018. № 5. С. 114-116. 11 . Габдуллина О.Г. Использование метода проектов при формировании профессиональных компетенций будущих юристов // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции, Оренбург, 03-05 февраля 2016 года. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2016. С. 1794-1799. 12 . Котова Н.Н., Руденко З.Ш. Проблемы использования проектного метода в преподавании правовых дисциплин // The Scientific Heritage. 2020. № 44-4 (44). С. 6-8. 13 . Mazhorina M. and Nikishin V. Training of lawyers in the field of megascience projects: innovations in legal education // J. Phys.: Conf. Ser. 2020. 1685. 012005. 14 . Навальный С.В. Юридическое проектирование как разновидность интерактивного обучения (на примере изучения проблемного курса) // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2018. № 2 (8). С. 96-103. 15 . Шахназаров Б.А. Трансформация юридического образования в условиях цифровизации, развития информационных технологий и LegalTech-проектов // Юридическое образование и наука. 2021. № 2. С. 8-11. 16 . Алиева М.К. Профессиональная подготовка бакалавров к проектной деятельности в информационно-коммуникационной предметной среде (профиль «Юриспруденция»): спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: Автореф. дис. … к. пед. н. Махачкала, 2017. 22 с. 17 . Антюхов А.В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2010. № 10 С. 26-29. 18 . Осипов М.Ю. О некоторых проблемах реализации компетентностного подхода в юридическом образовании по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» в современной России в связи с принятием нового ФГОС по юриспруденции // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. №16-1. С. 846-851. 19 . Кольев А.А. Использование проектных технологий в обучении курсантов // Вестник института: преступление, наказание, исправление: научно-практический журнал. 2018. № 42. С. 119-126. 20 . Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 272 с. 21 . Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2004. 664 с. 22 . Ковардакова М.А. Проектный подход в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе. Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2014. 75 с. 23 . Юридический институт СФУ - Юридическая клиника. URL: http://law.sfu-kras.ru/legal-clinic (дата обращения: 10.02.2022). 24 . Макарова О.А. Реализация ситуационного подхода к формированию профессиональной компетентности будущих юристов в вузе: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: Дис. … к.пед.н. Ульяновск, 2019. 238 с. 25 . ВКП(б). Центральный комитет. О начальной и средней школе [Текст]: Постановление ЦК ВКП(б) / Сев.-Кавк. краев. отд. нар. образ. Ростов н/Д: Сев. Кавказ, 1931(гостип. им. Коминтерна). 11 с. |