ЛИНГВОКРЕАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ МЕДИАЗАГОЛОВКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ КОРПУСА РУССКОЯЗЫЧНЫХ КАЗАХСТАНСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ) |
4 | |
2022 |
научная статья | 811.161.1 | ||
204-209 | дискурс, массмедиа, медиазаголовок, лингвокреативность, лингвокреативные параметры, русский язык, Республика Казахстан |
В последнее время в современной лингвистической науке наблюдается быстрорастущий интерес к изучению дискурса массмедиа, что обусловлено стремительным развитием медиапространства и нескончаемым, огромным информационным потоком, в котором находится сегодня языковая личность. Для привлечения внимания читательской аудитории важную роль играет медиазаголовок, выполняющий не только информационную, но и воздействующую и рекламную функции. В связи с этим при создании медиапубликации автор прилагает немало усилий, используя все лингвокреативные возможности медиазаголовка. В данной статье на материале корпуса казахстанских русскоязычных интернет-публикаций объемом в 1063 единицы изучены лингвокреативные параметры медиазаголовка, рассмотрены конкретные примеры реализации лингвокреативности медиазаголовка на лексикофразеологическом и грамматическом уровнях, а также описаны графические и пунктуационные возможности медиазаголовков. |
1 . Егорова О.С., Кириллова О.А. Феномен языковой игры в медиадискурсе: когнитивный аспект // Ярославский педагогический вестник. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-yazykovoy-igry-v-mediadiskurse-kognitivnyy-aspekt 2 . Шмелева Е.С. Лингвокреативность в медийном дискурсе // Лингвокреативность в дискурсах разных типов: Пределы и возможности: Коллективная монография / Отв. ред. И.В. Зыкова. М.: Р. Валент, 2021. С. 499-558. 3 . Добросклонская Т.Г. Массмедийный дискурс в системе медиалингвистики // Международный научный журнал. 2015. № 1 (6). С. 45- 4 . Кoстoмарoв В.Г. Газетный язык как функциoнальный стиль // Прoблемы лингвистическoй семантики. 1964. 5 . Сарсенбаев А. Стратегия фoрмирoвания единoгo инфoрмациoннoгo прoстранства в РК // Сoцис. № 3. С. 103. 6 . Oмарoв Н.Р. Изменения в жанре интервью в сoвременнoм публицистическoм стиле // Вестник КазНУ. Серия филoлoгическая. 2003. № 9 (71). С. 29-33. 7 . Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. 2-е изд. М., 2010. 464 с. 8 . Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / Под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1980. 9 . Милованова С.О. Газетный заголовок как средство актуализации смысла // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 368-372. 10 . Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2001. 137 с. 11 . Шакенова М., Ташимханова Д., Баймаханбетов М. Манипулятивный потенциал лексических единиц (на материале казахстанского массмедийного дискурса) // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. Серия: Филологические науки. № 2 (72). С. 130-137. 12 . Журавлева О.В. Когнитивные модели языковой игры (на материале заголовков русских и английских публицистических изданий): Дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2002. 207 с. 13 . Каленич В.Н. Интертекстуальность в заголовках медиатекстов // Медиасфера и медиаобразование. URL: https://elib.institutemvd.by/bitstream/MVD_NAM/4683/1/kalenich.pdf 14 . Торопкина В.А. Поликодовость заголовков современных медиатекстов в аспекте языковой игры // Уральский филологический вестник. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polikodovost-zagolovkov-sovremennyh-mediatekstov-v-aspekte-yazykovoy-igry 15 . Шакенова М.Т., Ташимханова Д.С., Оспано-ва У.А., Булдыбаев Т.К. Лексико-грамматические маркеры манипулятивности массмедийного дискурса (на материале корпуса русскоязычных текстов СМИ в Республике Казахстан) // Научный диалог. 2020. № 2. С. 141-160. |