К ЛЕВОПЕРОНИСТСКОЙ КОНТРИСТОРИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В ФИЛЬМАХ «ЧАС ПЕЧЕЙ» (1968) Ф. СОЛАНАСА И О. ХЕТИНО И «ПУТЕШЕСТВИЕ» (1992) Ф. СОЛАНАСА |
2 | |
2023 |
научная статья | 32.019.5+329+394+94 | ||
74-83 | Третий кинематограф, Фернандо Соланас, Октавио Хетино, «Час печей» (1968), «Путешествие» (1992), перонизм, Аргентина, Латинская Америка, историческая память, кино, кинематограф |
Снятая левыми перонистами Ф. Соланасом и О. Хетино лента «Час печей» (1968) - один из наиболее влиятельных политических фильмов Нового латиноамериканского кино. В данной статье созданный им образ прошлого анализируется и сопоставляется с образом прошлого другой важной картины Ф. Соланаса - фильма «Путешествие» (1992). Главной темой «Часа печей» является становление аргентинской нации. В рамках парадигмы «контристории», противостоящей официальной идеологии, это становление представлено как незавершенный процесс, начавшийся с завоевания политической независимости, но подорванный в зародыше капитуляцией креольской буржуазии перед иностранным - сперва британским, затем американским - капиталом; за экономической зависимостью следует культурная. Дальнейшая история страны изображается как противостояние «национальных» сил, заинтересованных в достижении подлинной независимости, ассоциирующейся с социализмом, и их «антинациональных» противников. К первой генеалогической линии Соланас и Хетино относят федералистских каудильос XIX в. и перонистское движение, ко второй - олигархию, бюрократический и репрессивный аппарат, а с ними и ту часть интеллигенции, что не соглашалась распознать в перонизме социалистическое движение. В «Путешествии» Ф. Соланас выстраивает историю (незавершенного) становления уже латино-американской нации. В то же время господствующий в Аргентине неолиберализм изображается как ключевой агент уничтожения политической памяти - как революционной, так и официальной. |
![]() | |
![]() |
1 . Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996. 2 . Мазин В. Времена кино и индустриализация капитал-фантазма // Кино/Капитал / Сост. А. Арта-монов, А. Погребняк. СПб.: Сеанс, 2018. С. 75-94. 3 . Мазур Л.Н. Образ прошлого: формирование исторической памяти // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2013. № 3 (117). С. 243-256. 4 . Orell Garc?a M. Las fuentes del Nuevo Cine Latinoamericano. Valpara?so: Universidad Cat?lica de Valpara?so, 2006. 5 . Flores S. Regionalismo e integraci?n cinematog-r?fica. El Nuevo Cine Latinoamericano en su dimensi?n continental (1960-1970): Tesis de doctorado. Buenos Aires: Universidad de Buenos Aires, 2011. 6 . Alvira P. Cine militante argentino en los sesenta: el momento latinoamericano // Contempor?nea. 2018. № 9. P. 93-110. 7 . Solanas F., Getino O. Hacia un tercer cine // Tricontinental. 1969. № 13. P. 107-132. 8 . Colombo A. Las exhibiciones clandestinas de La hora de los hornos, el documental prohibido de Pino Solanas 2020 [Электронный ресурс] // La diaria cultura. 11. URL: https://ladiaria.com.uy/cultura/articulo/2020/11/las-exhibiciones-clandestinas-de-la-hora-de-los-hornos-el-documental-prohibido-de-pino-solanas (дата обращения: 01.12.2022). 9 . Rapoport M. Historia econ?mica, pol?tica y social de la Argentina (1880-2000). Buenos Aires: Ediciones Macchi, 2003. 10 . Wolkowitz P. La hora de los hornos del grupo Cine Liberaci?n y la construcci?n de un peronismo revolucionario [Электронный ресурс] // V Jornadas de Sociolog?a de la UNLP. La Plata, 10, 11 y 12 de diciembre de 2008. URL: http://www.memoria.fahce.unlp.edu.ar/trab_eventos/ev.6523/ev.6523.pdf (дата обра-щения: 01.12.2022). 11 . Malet J.M. El peronismo y la historiograf?a: una disputa en torno a su interpretaci?n // Pasado y Memoria. Revista de Historia Contempor?nea. 2007. № 6. 213-230. 12 . Agosti H. La «cr?sis del marxismo» // ?Qu? es la izquierda? Buenos Aires: Editorial Documentos, 1961. 60. 13 . Wayne M. Political Film: The Dialectics of Third Cinema. London: Pluto Press, 2001. 14 . Tal T. Del cine-guerrilla a lo «grot?tico»: La representaci?n cinematogr?fica del latinoamericanismo en dos films de Fernando Solanas: La hora de los hornos y El viaje // Estudios Interdisciplinarios De Am?rica Latina Y El Caribe. T. 9. 1998. № P. 39-54. 15 . La Tuerka. Otra Vuelta de Tuerka - Pablo Iglesias con Pino Solanas (programa completo) // YouTube. 25.10.2016. (дата обращения: 01.12.2022). 16 . Виноградов В.В. «Не делать политическое кино, но делать политические фильмы политически» // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2011. № 2. С. 137-144. 17 . Veliz M. El cine militante latinoamericano y la narrativa contrahist?rica. // Lindes. Estudios sociales del arte de la cultura. T. 1. № 1. P. 1-11. 18 . Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу // Собр. соч. Т. 19. М.: Госиздат, 1925. С. 36-63. 19 . Campo J., P?rez-Blanco H. The Place of The Hour of Furnaces in World Cinema (and in the Political World) // Campo J., P?rez-Blanco H. (ed.). A Trail of Fire for Political Cinema. The Hour of Furnaces Fifty Years Later. Bristol: Intellect Books, 2018. 20 . Ministerio de Cultura de Argentina. “La hora de los hornos” o la cr?nica para la liberaci?n de Pino Solanas. 16.02.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.cultura.gob.ar/la-hora-de-los-hornos-o-la-cronica-para-la-liberacion-de-pino-solanas-10138. (дата обращения: 01.12.2022). 21 . Juli?n P?rez Literatura, peronismo y liberacio?n nacional. Buenos Aires: Corregidor, 2014. 22 . Lie N. The Latin American (Counter-) Road Movie and Ambivalent Modernity. Palgrave McMillan, 2017. |