Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

К ЛЕВОПЕРОНИСТСКОЙ КОНТРИСТОРИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В ФИЛЬМАХ «ЧАС ПЕЧЕЙ» (1968) Ф. СОЛАНАСА И О. ХЕТИНО И «ПУТЕШЕСТВИЕ» (1992) Ф. СОЛАНАСА


Номер журнала
2
Дата выпуска
2023

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
32.019.5+329+394+94
Страницы
74-83
Ключевые слова
Третий кинематограф, Фернандо Соланас, Октавио Хетино, «Час печей» (1968), «Путешествие» (1992), перонизм, Аргентина, Латинская Америка, историческая память, кино, кинематограф

Авторы
Федюшин В.В.

Место работы
Федюшин В.В.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Снятая левыми перонистами Ф. Соланасом и О. Хетино лента «Час печей» (1968) - один из наиболее влиятельных политических фильмов Нового латиноамериканского кино. В данной статье созданный им образ прошлого анализируется и сопоставляется с образом прошлого другой важной картины Ф. Соланаса - фильма «Путешествие» (1992). Главной темой «Часа печей» является становление аргентинской нации. В рамках парадигмы «контристории», противостоящей официальной идеологии, это становление представлено как незавершенный процесс, начавшийся с завоевания политической независимости, но подорванный в зародыше капитуляцией креольской буржуазии перед иностранным - сперва британским, затем американским - капиталом; за экономической зависимостью следует культурная. Дальнейшая история страны изображается как противостояние «национальных» сил, заинтересованных в достижении подлинной независимости, ассоциирующейся с социализмом, и их «антинациональных» противников. К первой генеалогической линии Соланас и Хетино относят федералистских каудильос XIX в. и перонистское движение, ко второй - олигархию, бюрократический и репрессивный аппарат, а с ними и ту часть интеллигенции, что не соглашалась распознать в перонизме социалистическое движение. В «Путешествии» Ф. Соланас выстраивает историю (незавершенного) становления уже латино-американской нации. В то же время господствующий в Аргентине неолиберализм изображается как ключевой агент уничтожения политической памяти - как революционной, так и официальной.

Загрузить статью
Загрузить рецензию

Библиографический список
1 . Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996.
2 . Мазин В. Времена кино и индустриализация капитал-фантазма // Кино/Капитал / Сост. А. Арта-монов, А. Погребняк. СПб.: Сеанс, 2018. С. 75-94.
3 . Мазур Л.Н. Образ прошлого: формирование исторической памяти // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2013. № 3 (117). С. 243-256.
4 . Orell Garc?a M. Las fuentes del Nuevo Cine Latinoamericano. Valpara?so: Universidad Cat?lica de Valpara?so, 2006.
5 . Flores S. Regionalismo e integraci?n cinematog-r?fica. El Nuevo Cine Latinoamericano en su dimensi?n continental (1960-1970): Tesis de doctorado. Buenos Aires: Universidad de Buenos Aires, 2011.
6 . Alvira P. Cine militante argentino en los sesenta: el momento latinoamericano // Contempor?nea. 2018. № 9. P. 93-110.
7 . Solanas F., Getino O. Hacia un tercer cine // Tricontinental. 1969. № 13. P. 107-132.
8 . Colombo A. Las exhibiciones clandestinas de La hora de los hornos, el documental prohibido de Pino Solanas 2020 [Электронный ресурс] // La diaria cultura. 11. URL: https://ladiaria.com.uy/cultura/articulo/2020/11/las-exhibiciones-clandestinas-de-la-hora-de-los-hornos-el-documental-prohibido-de-pino-solanas (дата обращения: 01.12.2022).
9 . Rapoport M. Historia econ?mica, pol?tica y social de la Argentina (1880-2000). Buenos Aires: Ediciones Macchi, 2003.
10 . Wolkowitz P. La hora de los hornos del grupo Cine Liberaci?n y la construcci?n de un peronismo revolucionario [Электронный ресурс] // V Jornadas de Sociolog?a de la UNLP. La Plata, 10, 11 y 12 de diciembre de 2008. URL: http://www.memoria.fahce.unlp.edu.ar/trab_eventos/ev.6523/ev.6523.pdf (дата обра-щения: 01.12.2022).
11 . Malet J.M. El peronismo y la historiograf?a: una disputa en torno a su interpretaci?n // Pasado y Memoria. Revista de Historia Contempor?nea. 2007. № 6. 213-230.
12 . Agosti H. La «cr?sis del marxismo» // ?Qu? es la izquierda? Buenos Aires: Editorial Documentos, 1961. 60.
13 . Wayne M. Political Film: The Dialectics of Third Cinema. London: Pluto Press, 2001.
14 . Tal T. Del cine-guerrilla a lo «grot?tico»: La representaci?n cinematogr?fica del latinoamericanismo en dos films de Fernando Solanas: La hora de los hornos y El viaje // Estudios Interdisciplinarios De Am?rica Latina Y El Caribe. T. 9. 1998. № P. 39-54.
15 . La Tuerka. Otra Vuelta de Tuerka - Pablo Iglesias con Pino Solanas (programa completo) // YouTube. 25.10.2016. (дата обращения: 01.12.2022).
16 . Виноградов В.В. «Не делать политическое кино, но делать политические фильмы политически» // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2011. № 2. С. 137-144.
17 . Veliz M. El cine militante latinoamericano y la narrativa contrahist?rica. // Lindes. Estudios sociales del arte de la cultura. T. 1. № 1. P. 1-11.
18 . Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу // Собр. соч. Т. 19. М.: Госиздат, 1925. С. 36-63.
19 . Campo J., P?rez-Blanco H. The Place of The Hour of Furnaces in World Cinema (and in the Political World) // Campo J., P?rez-Blanco H. (ed.). A Trail of Fire for Political Cinema. The Hour of Furnaces Fifty Years Later. Bristol: Intellect Books, 2018.
20 . Ministerio de Cultura de Argentina. “La hora de los hornos” o la cr?nica para la liberaci?n de Pino Solanas. 16.02.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.cultura.gob.ar/la-hora-de-los-hornos-o-la-cronica-para-la-liberacion-de-pino-solanas-10138. (дата обращения: 01.12.2022).
21 . Juli?n P?rez Literatura, peronismo y liberacio?n nacional. Buenos Aires: Corregidor, 2014.
22 . Lie N. The Latin American (Counter-) Road Movie and Ambivalent Modernity. Palgrave McMillan, 2017.