ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ КАК СРЕДСТВО ЗАБОТЫ О БУДУЩЕМ В ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ |
4 | |
2023 |
научная статья | 94(47).027 | ||
12-16 | Древняя Русь, церковный календарь, даты светских и церковных церемоний, темпоральность |
Автор указывает на то, что в темпоральной культуре древнерусской элиты не позднее XI в. закрепляется представление, согласно которому каждому дню года сопутствует свой небесный покровитель, определяемый церковным календар?м. Приурочение начала важного дела к определенному дню церковного года позволяло надеяться, что покровитель этого дня окажется и помощником в начинаемом деле. |
1 . Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 2. М.: Академия наук СССР, 1962. 938 стб.+108 с. 2 . Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. М.: Академия наук СССР, 1963. 376 с. 3 . Мусин А.Е. Milites Christi Древней Руси: Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. 369 с. 4 . Российская государственная библиотека. Ф. 304. I. № 25. Триодь постная, XIV в. 5 . Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.: Типография Киево-Печерс-кой Успенской лавры, 1913. Ч. 1. 1772 с. 6 . Грабар А.[Н.] Император в византийском искусстве. М.: Ладомир, 2000. 238 с. 7 . Чудовская рукопись Нового Завета 1354 года. М.: Северный паломник, 2001. 474 с. 8 . Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР,1950. 642 с. 9 . ПСРЛ. Т. 1. М.: Академия наук СССР, 1962. 580 с. 10 . Лосева О.В. Русские месяцесловы XI-XIV веков. М.: Памятники исторической мысли, 2001. 420 с. 11 . Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Время жить и время умирать: Текстология древнейших русских летописей или княжеская семейная традиция? // Факты и знаки. М., 2008. Вып. 1. С. 108-121. 12 . Грушевський М.С. Хронольоґія подїй Галицько-волинської лїтописи // Записки Наукового товариства імені Шевченка. Львів, 1901. Т. 41. С. 1-72. 13 . Лаушкин А.В. «Видя б?ду страшьну и грозну»: ещё раз о днях отъезда русских князей в Орду // Исторический вестник. М., 2014. Т. 10 (157). С. 110-127. 14 . Начев В. Български надписи. София: Христо Ботев, 1994. 270 с. 15 . Изместьев П.И. Краткое руководство по элементарной и общей тактике. Составлено по опыту последних войн. Пг., 1919. 248 с. 16 . Боевой устав конницы РККА. М., 1942. Ч. 2. 17 . Лаушкин А. В. «Приходи Ярополкъ ко Всеволоду на Великъ день»: княжеские съезды домонгольской поры в зеркале церковного календаря // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2021. № 3. С. 3-21. 18 . Лаушкин А.В. Устраивали ли триумфы русские князья домонгольского времени? // Российская история. 2022. № 3. С. 3-14. 19 . Лаушкин А.В. «Ведена бысть дщи Святополча в Ляхы...»: О днях одной свадебной церемонии XII в. // Восточная Европа в древности и Средневековье. Чтения памяти чл.-кор. АН СССР В.Т. Пашуто: Межэтнические контакты в социокультурном контексте. М., 2022. Т. 34. С. 153-155. 20 . Лаушкин А.В. Перенесение святынь в домонгольской Руси: календарная грань церемоний // Вестник ПСТГУ. Серия II. 2023. Вып. 111. С. 11-30. |