ПОЛИКОДОВЫЕ ТЕКСТЫ В ДИСКУРСИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ АТТРАКТИВНОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОНТЕНТА (НА МАТЕРИАЛЕ ВЕБ-САЙТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ) |
4 | |
2023 |
научная статья | 811.161.1:004.738.5 | ||
182-190 | поликодовый текст, категория аттрактивности, интернет-контент, веб-сайты российских вузов, дискурс-анализ, интернет-лингвистика, русский язык в Интернете |
Освещаются лингвосемиотические, дискурсивные и собственно языковые особенности реализации категории аттрактивности в поликодовых текстах интернет-контента в современном русскоязычном сегменте интернет-коммуникации. Материалом исследования являются медиатексты образовательных сайтов российских вузов. Последовательно рассматриваются такие поликодовые механизмы, как иероглифика, собственно графические элементы, фотографии или фотоколлажи, демотиваторы, инфографика, видео. Показано, что в медиатекстах веб-сайтов вуза главными факторами создания аттрактивности являются гипертекстовость, интерактивность и поликодовость контента, что следует рассматривать в рамках актуальной в современном медиамире тенденции к медиаконвергенции. Делается вывод о том, что в современной интернет-коммуникации вербальный текст вс? более замещается мультимедийным, его словесная составляющая иллюстрируется, дополняется, многократно усиливается медийным компонентом: рисунком, фотографией, видеорядом, особым шрифтом и т.д., создавая визуальные образы, оказывающие мощное воздействие на сознание человека. |
![]() | |
![]() |
1 . Crystal D. Language and the Internet. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 272 p. 2 . Facchinetti R. News discourse and the dissemination of knowledge and perspective: From print and monomodal to digital and multisemiotic // Journal of Pragmatics. Apr. 2021. Vol. 175. P. 195- 3 . Aslan E. Days of our ‘quarantined’ lives Multimodal humour in COVID-19 internet // Internet Pragmatics. Vol. 5. Issue Sept. 2022. Р. 227-256. DOI: 10.1075/ip.00075.asl. 4 . Иссерс О.С. Потенциал трансформаций поликодового интернет-мема в событийном контексте 2020 года // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. Т. 20. № 2. С. 26-41. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2021.2.3 5 . Нежура Е.А. Новые типы креолизованных текстов в коммуникативном пространстве Интернета // Теория языка и межкультурная коммуникация. № 2. С. 47-52. 6 . Mortensen M., Neumayer C. The playful politics of memes // Information Communication & Society. 2021. № 24 (16). P. 2367-2377. DOI: 10.1080/13691 2021.1979622. 7 . Помазов А.И. Языковые средства структурной организации и контента образовательного сайта: к постановке проблемы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № С. 216-223. 8 . Радбиль Т.Б., Помазов А.И. Прецедентные феномены как средство создания аттрактивности в поликодовом тексте интернета // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2020. Т. 19. № 1. С. 140-153. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2020.1.12. 9 . Радбиль Т. Б. «Язык ценностей» в современной русской речи и пути его исчисления // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 6 (2). С. 569-573. 10 . Радбиль Т.Б. Культурная апроприация заимствований в свете теории языковой концептуализации мира // Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова. 2017. Т. 13. С. 107-115. 11 . Радбиль Т.Б., Рацибурская Л.В. Палоши И.В. Диалектика национального и интернационального в активных процессах в русском языке новейшего периода // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2020. № 6. С. 170-176. 12 . Радбиль Т.Б. Норма и аномальность в парадигме «реальность - текст» // Филологические науки. 2005. № 1. С 53-63. 13 . Иванова Е.С. Функционально-прагматические особенности использования приемов языковой игры в дискурсе англоязычной баннерной рекламы в сети Интернет // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 3 (33). Ч. 2. С. 87-91. 14 . Иссерс О.С. Дискурсивная самоидентификация россиян в игровых жанрах Рунета (на материале демотиваторов) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022. № 79. С. 59-83. DOI: 10.17223/19986645/79/4 15 . Данилова Ю.Ю., Нуриева Д.Р. Демотиватор как лингвокогнитивное единство иконической и вербальной информации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 12 (42). Ч. 3. С. 66-72. 16 . Лутовинова О.В. Демотиватор как вид сетевого творчества // Вестник Волгоградского университета. Серия 2: Языкознание. № 2 (15). С. 28-35. 17 . Рабкина Н.В., Каменева В.А. Функциональный и прагматический потенциал демотиваторов как вербально-визуальной формы современной интернет-коммуникации // Политическая лингвистика. № 1. С. 144-151. 18 . Сурикова Т.И. Демотиватор в медиадискурсе: границы и свойства жанра // Медиалингвистика. 2020. № 7 (1). С. 29-50. 19 . Добросклонская Т.Г. Методы анализа видео-вербальных текстов // Медиалингвистика. 2016. № 2 (12). С. 13-25. 20 . Костадинов В.И., Базанова А.Е. Медиаконвергенция и языковые особенности интернет-пространства в современных условиях // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016. № 4. С. 139-146. |