Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ ПРИ РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ


Номер журнала
5
Дата выпуска
2023

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
342.9
Страницы
75-82
Ключевые слова
противодействие коррупции, коррупция, коррупционные риски, креативная экономика, креативные (творческие) индустрии, предпринимательство, Роспатент

Авторы
Головизнина Ю.И.

Место работы
Головизнина Ю.И.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Статья посвящена вопросу коррупционных рисков в сфере креативной экономики. Автор приходит к выводу, что коррупция в сфере креативной экономики нарушает механизм рыночной конкуренции, приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов креативного сектора, влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, выделенных на развитие креативных индустрий, особенно субсидий. Подвергнута критической оценке деятельность Роспатента в сфере противодействия коррупции. Отмечается, что без своевременной минимизации коррупционных рисков невозможно эффективное противодействие коррупции, в связи с чем предлагается принятие Роспатентом карты коррупционных рисков. Исследована процедура размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов товаров, работ и услуг креативного сектора экономики. Для минимизации коррупционных рисков при проведении закупок предлагается создание отраслевых стандартов, включающих обязательные требования по описанию объекта закупки с учетом специфики креативной (творческой) деятельности.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . В России законодательно закрепят понятие «креативная экономика» [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/news/195857/ (дата обращения: 07.10.2023).
2 . Проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части закрепления института творческих (креативных) индустрий)» (подготовлен Минкультуры России, ID проекта 01/05/12-21/00123588) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.12.2021) // СПС «КонсультантПлюс».
3 . План мероприятий по реализации в 2022-2024 годах Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2022 г. № 2290-р) // СПС «КонсультантПлюс».
4 . Президент РФ утвердил перечень поручений по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России» 30 мая 2023 года [Электронное ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignnments/orders/72053 (дата обращения: 07.10.2023).
5 . Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 379 (ред. от 25.12.2021) «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // СЗ РФ. 15.04.2019. № 15 (часть III, IV). Ст. 1751.
6 . Лемешонок О.Б. Коррупция как сдерживающий фактор на пути реиндустриализации экономики России // Экономическое возрождение России. 2015. № 1 (43). С. 140-145.
7 . Борцев В.В. Коррупция: контагиозность, последствия и методы противодействия: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2014.
8 . Бизнес-барометр коррупции. 10 этап // Сайт Торгово-промышленной палаты РФ [Электронный ресурс]. URL: http://ach.tpprf.ru/barometer/%D0%91%D0%91%D0%9A-10.pdf (дата обращения: 08.10.2023).
9 . Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 218 (ред. от 21.04.2022)) // СЗ РФ. 02.04.2012. № 14. Ст. 1627.
10 . Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов (утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 483) // СПС «КонсультантПлюс».
11 . Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов (утв. Приказом Директора Федерального института промышленной собственности от 20 января 2020 г. № 12) [Электронный ресурс]. URL: https://new.fips.ru/documents/guidelines/rucov-tz.pdf (дата обращения: 08.10.2023).
12 . Зуйков С. Процедуры защиты и оспаривания товарных знаков [Электронный ресурс]. URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/protsedury-zashchity-i-osparivaniya-tovarnykh-znakov/ (дата обращения: 08.10.2023).
13 . О Плане противодействия коррупции Федеральной службы по интеллектуальной собственности на 2022-2024 годы (утв. Приказом Роспатента от 10.02.2022 № 41) // СПС «КонсультантПлюс».
14 . Отчет о деятельности Роспатента по противодействию коррупции в 2022 году [Электронное издание]. URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/report-korr2022.rtf (дата обращения: 10.10.2023).
15 . Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции (утв. Протоколом заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 13.06.2017 г. № 47/7) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/556408896 (дата обращения: 10.10.2023).
16 . Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» // СПС «КонсультантПлюс».
17 . Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 04.08.2023) // СПС «КонсультантПлюс».
18 . Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (в ред. 04.08.2023) // СПС «КонсультантПлюс».
19 . Эксперты оценили средний размер откатов при госзакупках [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/20/12/2021/61bc5d059a794770833e7b51 (дата обращения: 10.10.2023).
20 . Бастрыкин А.И. Борьба с коррупцией в сфере интеллектуальной собственности (по материалам Следственного комитета Российской Федерации) // Правда и закон. № 2 (8). С. 3-9.
21 . Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2316 (ред. от 04.07.2022) «О государственной поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей в целях возмещения части затрат, связанных с участием в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях» // СЗ РФ. 04.01.2021. № 1 (часть II). Ст. 169.
22 . Постановление Правительства РФ от 15.03.2021 № 379 (ред. от 28.04.2023) «О предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям на реализацию мероприятий в рамках федерального проекта «Цифровая культура» национального проекта «Культура», федерального проекта «Социальная активность», федерального проекта «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России»)», федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование» и федерального проекта «Повышение доступности туристических продуктов» национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям на реализацию мероприятий в рамках федерального проекта «Цифровая культура» национального проекта «Культура», федерального проекта «Социальная активность», федерального проекта «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России»)», федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование» и федерального проекта «Повышение доступности туристических продуктов» национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства») // СПС «КонсультантПлюс».