САМОКОНТРОЛЬ КАК ОБЪЕКТИВНО СЛОЖИВШАЯСЯ РАЗНОВИДНОСТЬ КОНТРОЛЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ |
5 | |
2023 |
научная статья | 342.9 | ||
120-127 | контроль, законность, самоконтроль, формы контроля, самообследование, общественный контроль, принципы контроля, трудовые отношения |
Юридическое назначение контроля - обеспечение законности и исполнительской дисциплины в различных областях и сферах общественной жизни. Виды и формы государственного контроля (надзора), муниципального контроля разнообразны. Существенная роль в вопросах обеспечения законности отводится общественному контролю. В условиях активного распространения вирусов, ведения специальной военной операции в отдельных южных регионах России и в ближайших к ним населенных пунктах большое количество граждан перешло на удаленный режим работы. В этой связи вопросы контроля в трудовых отношениях стали весьма актуальными. Как удалось установить, самоконтроль, или внутренний (хозяйственный) контроль, явление не новое, а скорее хорошо забытое старое. Самоконтроль с советских времен и до настоящих дней активно применяется в отдельных отраслях и сферах. Данный вид организации контроля соблюдения законности в трудовых отношениях активно поддерживает Роструд. При этом, как выяснилось, данная форма контроля закреплена лишь в подзаконных актах и не названа напрямую в законодательстве Российской Федерации. Анализируя сущность и полезный эффект от самоконтроля, автор рассматривает самоконтроль как одну из форм самоорганизации, личной ответственности, исполнительности и заинтересованности в достижении поставленных задач и приходит к выводу о том, что данная форма контроля отвечает требованиям современности, способствует соблюдению баланса публичных и частных интересов, направлена на обеспечение законности, исполнительской дисциплины, служит профилактическим целям. В этой связи предлагается нормативно закрепить и узаконить данную форму контроля. |
![]() | |
![]() |
1 . Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // СЗ РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5007. 2 . Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об Общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277. 3 . Кобзарь-Фролова М.Н. Внутренний контроль (самоконтроль) как основной вид контроля деятельности хозяйствующих субъектов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2020. № 2. 4 . Доклад Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Государственного Совета // Российская газета. 07.04.2015. Режим доступа: https://rg.ru/2015/04/07/gossovet-site.html 5 . Указ Президента РФ от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817. 6 . Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, Москва, 01.03.2018 // Документ опубликован не был. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 7 . Щукина Т.В. Правовое регулирование новых стратегий публичного управления в Российской Федерации: Учебник для магистратуры. Воронеж: Научная книга, 2018. 261 с. 8 . Редкоус В.М. Влияние конституционного развития на современные формы и методы административного регулирования экономической деятельности // Государственная служба и кадры. 2021. № 1. 9 . Расторгуева Е.В. Самоконтроль - мнимая свобода от внешнего контроля и культурологический аспект самоидентификации // Вестник славянских культур. 2013. № 1. 10 . Смоленская О.А. История становления фабричной инспекции в Российской империи во второй половине XIX века // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2014. № 4. 11 . Сапфирова А.А. Предупреждение нарушений трудовых прав работников федеральной инспекцией труда - основа профилактики трудовых разногласий // Современное право. № 8. 12 . Морозов А.В., Телишев В.М., Красильни- ков С.Н. Медико-социальное страхование в Казанской губернии: Исторический опыт начала XX века / Под ред. А.В. Морозова. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. 13 . Инструкция по организации безопасности дорожного движения и учету дорожно-транспортных происшествий на транспорте Министерства связи СССР (утв. Минсвязи СССР 28.11.1986). 14 . Игнатьева Е. Контроль дистанционных работников с помощью тайм-трекеров // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2022. № 5. 15 . Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 13.06.2023, с изм. от 27.06.2023) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3. 16 . Письмо Роструда от 07.03.2018 № 837-ТЗ «О добровольном внутреннем контроле (самоконтроле) работодателями соблюдения требований трудового законодательства» (вместе с «Методическими рекомендациями для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утв. Минтрудом России 28.12.2016)) // Официальные документы в образовании. 2018. Май. № 15. 17 . Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485. 18 . Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 13.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2023) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. 19 . Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249. 20 . Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (с изменениями и дополнениями) // Документ опубликован не был. Режим доступа: https://base.garant.ru/70405358/ |