ЭКСПРЕССИВНЫЙ СИНТАКСИС «КНИГИ ТОЛКОВАНИЙ И НРАВОУЧЕНИЙ» ПРОТОПОПА АВВАКУМА В ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ |
5 | |
2023 |
научная статья | 811.161.1 | ||
191-195 | именительный темы, парцелляция, лексический повтор, анафора, экспрессивный синтаксис, текст, языковая личность, Аввакум |
Целью статьи является описание экспрессивных синтаксических конструкций в тексте сочинения протопопа Аввакума «Книга толкований и нравоучений». В качестве методов исследования привлечены наблюдение, описание, анализ непосредственных составляющих, контекстный анализ. Благодаря им в сочинении протопопа Аввакума выявлены такие экспрессивные средства, как именительный темы, парцеллированные вопросно-ответные и восклицательные конструкции, включая риторические вопросы и риторические восклицания, лексический повтор с синтаксическим распространением. Доказывается, что для текста «Книги толкований…» характерны не только указанные выше «чистые» типы предложений, но и их комбинация. Это позволяет достигать нужного Аввакуму коммуникативного эффекта, когда синтаксису подчинена и тоника, и фонетика, и морфология. Обосновывается, что экспрессивность характерна для всего сочинения, что в очередной раз доказывает удивительное для семнадцатого столетия стилистическое чутье у протопопа. |
![]() | |
![]() |
1 . Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. На материале английского языка: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1984. 2 . Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка: Опыт систем. исслед. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1981. 3 . Тошович Б. Экспрессивный синтаксис глагола русского и сербского/хорватского языков. М: Языки славянской культуры, 2006. 560 с. 4 . Богин Г.И. Обретение способности понимать: работы разных лет. Т. 1. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. 5 . Левоненко О.А. Языковая личность в электронном гипертексте: На материале экспрессивного синтаксиса ведущих электронных жанров: Автореф. дис. канд. филол. наук. Таганрог, 2004. 6 . Куроедова М.А. Экспрессивный синтаксис как средство выражения личностного начала публициста // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 48. С. 15-17. 7 . Шаталова О.В. Синтаксическая характеристика языковой личности: Дис. ... д-ра филол. наук. Елец, 2012. 8 . Михайлюк Ю.В. Экспрессивные синтаксические конструкции как основные параметры речевого портрета школьника // Научная мысль Кавказа. 2013. № 1 (73). С. 151-155. 9 . Ружицкий И.В. Языковая личность Ф.М. Достоевского: лексикографическое представление: Дис. д-ра филол. наук. М., 2015. 10 . Миронова Е.А. Специфика языковой личности протопопа Аввакума (на материале писем и посланий семье) // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. 2018. № 2. С. 330-338. 11 . Виноградов В.В. К изучению стиля протопопа Аввакума, принципов его словоупотребления // Труды отдела древнерусской литературы. Т. XIV. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 371-379. 12 . Иорданиди С.И. Постпозитивное-Т в языке сочинений протопопа Аввакума (в сравнении с языком писем царя Алексея Михайловича, былин и севернорусскими говорами): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тбилиси, 1970. 13 . Историческая грамматика русского языка. Синтаксис. Книга 1. М.: Наука, 1978. 14 . Петров В. Е. Бессоюзные сложные предложения в произведениях протопопа Аввакума: Дис. канд. филол. наук. Воронеж, 1987. 15 . Панасюк А.Т. К вопросу об экспрессивном значении синтаксических конструкций // Современный русский язык и методика его преподавания: в 2 ч. Часть 2. Душанбе, 1972. С. 20-29. 16 . Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1990. 17 . Русская историческая библиотека. Санкт-Петер-бург: [б. и.], 1872-1927. Т. 39: Памятники истории старообрядчества XVII века. Кн. 1. Вып. 1. 1927. 18 . Псалтырь толковая с прибавлениями, Кон. XV в. // ОР РНБ. Ф. 717. ОР Сол. 1044/1153. I + 364 л. 19 . Пименова М.В. Красотою украси: выражение эстетической оценки в древнерусском тексте. СПб.: Филологический фак. СПбГУ; Владимир: Владимирскийгос. пед. ун-т, 2007. |