Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

О КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АГРЕГАТОРОВ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ


Номер журнала
6
Дата выпуска
2023

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
347.73
Страницы
112-119
Ключевые слова
электронная коммерция, саморегулирование, защита прав потребителей, бизнес-пользователи, надзор, Банк России, Роспотребнадзор, ФАС

Авторы
Сиземова О.Б.
Пчелкин А.В.
Бурова А.Ю.

Место работы
Сиземова О.Б.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Финансовый университет при Правительстве РФ

Пчелкин А.В.
Нижегородский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Бурова А.Ю.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
На основе исследования зарубежного опыта правового регулирования электронной коммерции, анализа основных нарушений при использовании агрегаторов электронной торговли в России даны рекомендации к построению концепции развития отечественного законодательства, целью которой является устранение дисбаланса интересов пользователей агрегаторов цифровых платформ и их владельцев. Для этого необходимо усилить роль государства в развитии данной сферы, внедрить механизмы саморегулирования, наделить владельцев агрегаторов специальными обязанностями-полномочиями в отношении пользователей. Авторами также указано на необходимость внедрения мегаотраслевого (включающего несколько смежных отраслей) надзора и дальнейшего развития саморегулирования владельцев агрегаторов.

Загрузить статью
Загрузить рецензию

Библиографический список
1 . Кирьянов А. Отрасль электронной торговли нуждается в законодательном регулировании, которое должно учитывать интересы всех сторон - потребителей товаров, самой отрасли и государства. URL: https://t.me/artem_kirianov/2696 (дата обращения: 17.10.2023).
2 . E-commerce и взаимосвязанные области (правовое регулирование): Сборник статей / Рук. авт. кол. и отв. ред. д.ю.н. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2019.
3 . Маркетплейсы ждут своего регулирования // Экономика и Жизнь. 18.10.2023. URL: https://www.eg-online.ru/article/475266/ (дата обращения: 17.10.2023).
4 . Дистанционная торговля: деятельность маркетплейсов хотят урегулировать // Экономика и Жизнь. 18.10.2023. URL: https://www.eg-online.ru/article/474790/ (дата обращения: 17.10.2023).
5 . Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» (СОЗД ГАС «Законотворчество»): [сайт]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/445923-8 (дата обращения: 15.04.2018).
6 . Бициева Т.Н. Концепция проекта федерального закона: общетеоретический аспект: Автореф. дис. … к. юрид. наук. Ставрополь, 2011.
7 . Юридическая техника: Учебник / Под ред. В.М. Баранова. М.: Проспект, 2021.
8 . Постановление Правительства РФ от 2 августа 2001 г. № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» // СЗ РФ. 2001. № 32. Ст. 3335.
9 . Постановление ГД ФС РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801.
10 . Исследование ключевых проблем правового регулирования рынка электронной коммерции (Исследование Центра развития потребительского рынка Московской школы управления Сколково). М., 2021. С. 36-37.
11 . Федеральный закон от 28 декабря 2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 2.
12 . Козинец Н.В. Правовое регулирование деятельности маркетплейсов: актуальные проблемы // Закон и власть. 2023. № 1. С. 31.
13 . Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
14 . Краулин К.К. Пределы гражданско-правовой ответственности владельцев маркетплейсов перед потребителями в РФ и США // Цифровое право. 2022. № 3 (3). С. 36-40.
15 . Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» // БВС. 2018. № 8.
16 . Миронова С.М., Кожемякин Д.В. Правовые подходы к ответственности владельцев агрегаторов такси перед потребителями // Цивилист. 2022. № 2. С. 11-18. Доступ из справоч.-прав. системы «КонсультантПлюс».
17 . Белов В. А. Цифровое посредничество и потребительские отношения: правовая природа и ответственность // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 8. С. 80-81.
18 . Маркелова А.А. Гражданско-правовая ответственность агрегаторов такси: между договорным и деликтным правом // Цифровое право. 2021. № 2 (4). С. 16.
19 . Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2023. № 1 (часть I). Ст. 27.
20 . Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29.05.2023 № 88-9029/2023 по делу № 2-492/2022-19. Доступ из справоч.-прав. системы «КонсультантПлюс».
21 . Сиземова О.Б., Бурова А.Ю. О принципах построения правового механизма цифрового профилирования граждан // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2023. № 1. С. 139-150.
22 . СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3434.
23 . Варгаев Р.С., Гараев Р.З., Коваленко А.И. Злоупотребление доминированием цифровых платформ (на примере дела Google в России) // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 5 (59). С. 89-141.
24 . Егорова М.А. Злоупотребление доминирующим положением как частный случай злоупотребления правом // Lex Russica (Русский закон). 2018. № 4. С. 70-80.
25 . Белов В.А. Комментарий к проекту Директивы Европейского Союза «Об онлайн-посреднических платформах» с переводом [Электронное издание]. М.: М-Логос, 2022. 68 с.
26 . Приказ Минпромторга России от 20.07.2022 № 3019 «О Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле» (официально не опубликован).
27 . Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров (утв. на заседании Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле в Российской Федерации. Протокол № 15-641 от 22 декабря 2022 года) // Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ): официальный сайт. 2023. URL: https://www.akit.ru/business/standardsmarketplaces (дата обращения: 19.10.2023).
28 . Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с владельцами пунктов выдачи заказов (утв. на заседании Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле в Российской Федерации. Протокол № 15-381 от 3 октября 2023 года) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_459916/ (дата обращения: 19.10.2023).
29 . Маркетплейсы в Беларуси: развитие бурное, регулирование - на подходе // Экономическая газета. Вып. № 73 (2669) от 26.09.2023 [Электронное издание]. URL: https://neg.by/novosti/otkrytj/marketpleysy-v-belarusi-razvitie-burnoe-regulirovanie-na-podkhode/ (датаобращения: 17.10.2023).