Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

НЕЙРОСЕТЬ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Номер журнала
1
Дата выпуска
2024

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
34.096
Страницы
125-130
Ключевые слова
искусственный интеллект, нейросеть, университетское образование, юридическое образование, ChatGPT

Авторы
Романовская В.Б.
Романовская Л.Р.

Место работы
Романовская В.Б.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Романовская Л.Р.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
В статье ставится вопрос об опасностях и новых вызовах для университетского образования, возникших вследствие развития искусственного интеллекта. В публичном пространстве и в научном сообществе тема использования возможностей генеративного искусственного интеллекта, в частности технологий ChatGPT, в различных областях человеческой интеллектуальной деятельности становится все более востребованной. Мнения экспертов кардинально разнятся. Одни считают, что эта нейросеть представляет реальную угрозу для университетского образования, поскольку студенты могут использовать ее возможности недобросовестно и без критического анализа результатов. Другие предлагают варианты использования позитивного потенциала ИИ в области образования. Авторы предполагают, что в будущем сфера применения технологий ИИ будет только расширяться, а следовательно, необходимо адекватно реагировать на эти тенденции. Например, предлагается изменить традиционную методику оценивания результатов обучения студентов-юристов: отменить написание курсовых и выпускных квалификационных работ, заменив их на устные экзамены или написание творческой работы в виде эссе или судебной речи прокурора, адвоката, или судебного решения, непосредственно в аудитории в присутствии преподавателя.

Загрузить статью
Загрузить рецензию

Библиографический список
1 . Шестопалов Е.В., Суворова Е.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30349 (дата обращения: 15.08.2023).
2 . Автандилова Е.М. Вхождение России в Болонский процесс // Северо-Кавказский психологический вестник. 2010. Т. 8. № 2. С. 21-24.
3 . Горылев А.И. Нормативно-правовое регулирование участия российских вузов в Болонском процессе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 6 (1). С. 37-44.
4 . Воробьева Ю. Россия выходит из Болонской системы: кого и как это коснется [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/28/05/2022/628e29749a794747a1ee085d (дата обращения: 10.08.2023).
5 . Романовская В.Б. Социальная коммуникация и образование XXI в.: потери и перспективы // Материалы Международной научно-практической конференции «Коммуникативные практики современной молодежи: перспективы и вызовы» (г. Нижний Новгород, 15-16 сентября 2022 г.). Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2022. С. 664-668.
6 . Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (Зарегистрирован 22.07.2015 № 38132). URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201507240021
7 . Премьер-министр Кыргызстана признался, что часть его выступления написана с помощью ChatGPT [Электронный ресурс]. URL: https://digitalbusiness.kz/2023-02-03/premer-ministr-kyrgyzstana-priznalsya-chto-napisal-chast-vystupleniya-s-pomoshhyu-chatgpt (дата обращения: 12.09.2023).
8 . Илон Маск призвал приостановить разработку и обучение нейросетей [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/life/news/6424457c9a7947ebee7f7534 (дата обращения: 01.09.2023).
9 . Pausing AI Developments Isn't Enough. We Need to Shut it All Down [Электронный ресурс]. URL: https://time.com/6266923/ai-eliezer-yudkowsky-open-letter-not-enough/ (дата обращения: 01.09.2023).
10 . Леонов М. Москвич защитил написанный нейросетью диплом [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2023/02/01/neiroset/ (дата обращения: 15.08.2023).
11 . Как искусственный интеллект может улучшить образование? [Электронный ресурс]. URL: https://www.unesco.org/ru/articles/kak-iskusstvennyy-intellekt-mozhet-uluchshit-obrazovanie (дата обращения: 01.09.2023).
12 . Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 41. Ст. 5700.
13 . Пашков М.В., Пашкова В.М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 40-57. http://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-223-40-57.
14 . Гаркуша Н.С., Городова Ю.С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 1. С. 6-23. https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.001.
15 . Дудник С.И., Марков Б.В. Кризис образования в цифровую эпоху // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2020. Т. 36. Вып. 2. С. 214-226. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.201.
16 . Константинова Л.В., Ворожихин В.В., Пет-ров А.М. и др. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы // Открытое образование. 2023. Т. 27. № 2. С. 36-48. http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-36-48.
17 . Искусственный интеллект в образовании: изучаем реальную практику [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/education/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-izuchaem-realnuyu-praktiku/ (дата обращения: 05.09.2023).