ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЯ В ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА |
2 | |
2024 |
научная статья | 342.729(34.05) | ||
127-138 | обращения граждан, жалоба, заявление, предложение, право на обращение |
Объектом исследования являются правоотношения по реализации конституционного права граждан Российской Федерации на обращения в органы публичной власти. Предметом исследования выступают нормы законодательства, регламентирующие порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Целью является установление пробелов в регулировании прав и обязанностей граждан при рассмотрении обращений и разработка предложений по их устранению. Конкретными задачами выступают исследование проблем, связанных с правовым регулированием отдельных вопросов рассмотрения обращений граждан, в том числе таких, как обязанность соблюдения права на обращения юридическими лицами, осуществляющими публично значимые функции, нарушение прав и свобод других лиц при осуществлении права на обращение, право на ознакомление с материалами обращения, требования к письменному обращению, перенаправление обращения в соответствующий орган, несогласие гражданина с доводами в ответе на обращение, обязанность органа публичной власти на предоставление ответа на обращение гражданина, право на ответ при устном обращении, отсутствие обязанности отправления ответа каким-либо особым видом почтовых отправлений, право органа публичной власти на прекращение переписки с гражданином, ответственность за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Одним из основных методов исследования является формально-логический, на его основе показано соотношение конституционного права на обращения граждан в органы публичной власти и объема реализации данного права. Результаты исследования могут быть представлены следующими основными выводами. В законодательстве предлагается закрепить критерии организации, выполняющей публично значимые функции. Обращение гражданина в орган публичной власти с предложением провести проверку по факту нарушения законодательства Российской Федерации не может быть признано клеветой. Предполагается право гражданина на ознакомление с материалами дела после ответа органа публичной власти по существу поставленных в обращении вопросов. Предполагается право органа публичной власти или должностного лица не рассматривать обращение, в случае если оно не содержит обязательной информации, установленной законодательством. Гражданин не имеет права требовать по своему усмотрению ответа на поставленные в его обращении вопросы от того органа, должностного лица, которым гражданин адресует свое обращение, не учитывая при этом их компетенцию. Если обращение рассмотрено органом публичной власти в пределах доводов и должностной компетенции, на обращения даны мотивированные ответы, несогласие гражданина с содержанием ответов и доводами, изложенными в них, не является основанием для признания их незаконными. |
![]() |
1 . Информационно-статистический обзор рассмотренных в 2022 году обращений граждан, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту Российской Федерации, а также результатов рассмотрения и принятых мер. URL: http://www.letters.kremlin.ru/digests/285 2 . Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2022 год. URL: https://rg.ru/documents/2023/05/16/document-doklad-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka.html. 3 . В 2022 году число обращений граждан РФ к прокурорам превысило 5 млн. URL: https://tass.ru/proisshestviya/16784767. 4 . Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 25.07.2017 по делу № 33-7126/2017 // СПС «КонсультантПлюс». 5 . Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 № 05АП-9445/2019 по делу № А51-11872/2019 // СПС «КонсультантПлюс». 6 . Постановление Верховного Суда РФ от 15.02.2019 № 88-АД19-2 «Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 5.59 КоАП РФ, за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностным лицом организации, на которую возложено осуществление публично значимых функций» // СПС «КонсультантПлюс». 7 . Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» // СПС «КонсультантПлюс». 8 . Определение Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 685-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степанова Евгения Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 4 части 2 статьи 18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс». 9 . Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 № 05АП-2297/2020 по делу № А51-124/2020 // СПС «КонсультантПлюс». 10 . Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 № 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с жалобой акционерного общества «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» // СПС «КонсультантПлюс». 11 . Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 № 596-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Акционерный банк «Содействие общественным инициативам» («Собинбанк») на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзацами девятым - тринадцатым пункта 72 статьи 1 и абзацем вторым пункта 6 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», а также пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» // СПС «КонсультантПлюс». 12 . Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2022) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022) // Бюллетень Верховного Суда РФ. Ноябрь 2022. № 11. 13 . Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/ |