Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЯ В ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Номер журнала
2
Дата выпуска
2024

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
342.729(34.05)
Страницы
127-138
Ключевые слова
обращения граждан, жалоба, заявление, предложение, право на обращение

Авторы
Колмаков С.Ю.

Место работы
Колмаков С.Ю.
Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина


Аннотация
Объектом исследования являются правоотношения по реализации конституционного права граждан Российской Федерации на обращения в органы публичной власти. Предметом исследования выступают нормы законодательства, регламентирующие порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Целью является установление пробелов в регулировании прав и обязанностей граждан при рассмотрении обращений и разработка предложений по их устранению. Конкретными задачами выступают исследование проблем, связанных с правовым регулированием отдельных вопросов рассмотрения обращений граждан, в том числе таких, как обязанность соблюдения права на обращения юридическими лицами, осуществляющими публично значимые функции, нарушение прав и свобод других лиц при осуществлении права на обращение, право на ознакомление с материалами обращения, требования к письменному обращению, перенаправление обращения в соответствующий орган, несогласие гражданина с доводами в ответе на обращение, обязанность органа публичной власти на предоставление ответа на обращение гражданина, право на ответ при устном обращении, отсутствие обязанности отправления ответа каким-либо особым видом почтовых отправлений, право органа публичной власти на прекращение переписки с гражданином, ответственность за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Одним из основных методов исследования является формально-логический, на его основе показано соотношение конституционного права на обращения граждан в органы публичной власти и объема реализации данного права. Результаты исследования могут быть представлены следующими основными выводами. В законодательстве предлагается закрепить критерии организации, выполняющей публично значимые функции. Обращение гражданина в орган публичной власти с предложением провести проверку по факту нарушения законодательства Российской Федерации не может быть признано клеветой. Предполагается право гражданина на ознакомление с материалами дела после ответа органа публичной власти по существу поставленных в обращении вопросов. Предполагается право органа публичной власти или должностного лица не рассматривать обращение, в случае если оно не содержит обязательной информации, установленной законодательством. Гражданин не имеет права требовать по своему усмотрению ответа на поставленные в его обращении вопросы от того органа, должностного лица, которым гражданин адресует свое обращение, не учитывая при этом их компетенцию. Если обращение рассмотрено органом публичной власти в пределах доводов и должностной компетенции, на обращения даны мотивированные ответы, несогласие гражданина с содержанием ответов и доводами, изложенными в них, не является основанием для признания их незаконными.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Информационно-статистический обзор рассмотренных в 2022 году обращений граждан, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту Российской Федерации, а также результатов рассмотрения и принятых мер. URL: http://www.letters.kremlin.ru/digests/285
2 . Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2022 год. URL: https://rg.ru/documents/2023/05/16/document-doklad-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka.html.
3 . В 2022 году число обращений граждан РФ к прокурорам превысило 5 млн. URL: https://tass.ru/proisshestviya/16784767.
4 . Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 25.07.2017 по делу № 33-7126/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
5 . Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 № 05АП-9445/2019 по делу № А51-11872/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
6 . Постановление Верховного Суда РФ от 15.02.2019 № 88-АД19-2 «Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 5.59 КоАП РФ, за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностным лицом организации, на которую возложено осуществление публично значимых функций» // СПС «КонсультантПлюс».
7 . Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» // СПС «КонсультантПлюс».
8 . Определение Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 685-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степанова Евгения Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 4 части 2 статьи 18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
9 . Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 № 05АП-2297/2020 по делу № А51-124/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
10 . Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 № 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с жалобой акционерного общества «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» // СПС «КонсультантПлюс».
11 . Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 № 596-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Акционерный банк «Содействие общественным инициативам» («Собинбанк») на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзацами девятым - тринадцатым пункта 72 статьи 1 и абзацем вторым пункта 6 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», а также пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» // СПС «КонсультантПлюс».
12 . Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2022) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022) // Бюллетень Верховного Суда РФ. Ноябрь 2022. № 11.
13 . Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/