ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРЕОЛИЗОВАННЫХ ТЕКСТОВ В РОССИЙСКИХ СМИ |
2 | |
2024 |
научная статья | 811.161.1 | ||
208-218 | креолизованный текст, поликомпонентный текст, креолизация, язык СМИ, функция, реализация функции |
Данная статья посвящена креолизованным текстам - текстам, включающим в структуру два негомогенных плана (вербальный и невербальный). Креолизованные тексты в широком разнообразии представлены в медиасфере, и именно необходимостью их всестороннего описания определяется актуальность работы. Цель исследования заключается в изучении и описании особенностей функционирования креолизованных текстов в российских СМИ. Были изучены труды отечественных филологов о функциях данного типа текстов, определены и обоснованы критерии для описания этих функций. В перечень вошли: сущность, значимость, назначение, средства воплощения, жанровое проявление. С опорой на эти параметры на материале 120 текстов, взятых с портала Lenta.ru за 2012- 2023 гг., были описаны особенности реализации универсальных и специфических функций креолизованных текстов в СМИ. |
![]() | |
![]() |
1 . Суперанская А.В., Соболева Т.А. Товарные знаки. Изд. 2-е, испр. и доп. URSS, 2009. 192 с. 2 . Ворошилова М.Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению: Монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 194 с. 3 . Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия / [Н.А. Безменова, В.П. Белянин, Н.Н. Богомолова и др.]; Отв. ред. Р.Г. Котов; АН СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1990. С. 180-186. 4 . Чижикова С.Н. Вербальные и невербальные компоненты в креолизованных текстах (на примере мультимедийных презентаций) // Концепт. 2016. № S С. 64-69. 5 . Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969. 6 . Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 476 с. 7 . Анисимова Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. 1992. № 1. С. 71-79. 8 . Анисимова Е.Е. О целостности и связности креолизованного текста. К постановке проблемы // Филологические науки. 1996. № 5. С. 67-75. 9 . Любишева И.В. Функционирование некодифицированных графических средств в текстах массовой информации // Грамматика и речевая коммуникация. Вып. 401. М., 1992. С. 62-71. 10 . Ежова Е.Н. Синестезия в структуре рекламного текста // Теория рекламы и связей с общественностью: концептуальные вопросы и проблемы. 2017. Т. 9. № 10. С. 71-85. 11 . Лысова О.Р. Функции компонентов креолизованных текстов в педагогическом дискурсе // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Исторические и филологические науки. № 1 (20). С. 67-69. 12 . Згировская О.Г. Механизмы экспрессивности в языке СМИ // Вестник МГУП. 2013. № 6. С. 164-168. |