ОКОЛОЦЕРКОВНЫЕ ОБЫЧАИ И СУЕВЕРИЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА АРЗАМАСА И АРЗАМАССКОГО УЕЗДА КОНЦА 40-Х ГОДОВ XIX ВЕКА В ОПИСАНИИ ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА САХАРОВА |
3 | |
2024 |
научная статья | 902/908 | ||
35-44 | суеверия, Арзамас, протоиерей Сахаров, околоцерковные обычаи, народный быт, обряд, Арзамасский уезд, Нижегородская епархия, Макарий, Миролюбов |
Рассматриваются описания протоиереем Крестовоздвиженской церкви города Арзамаса Иоанном Сахаровым (1789-1867) околоцерковных обычаев и суеверий жителей города Арзамаса и Арзамасского уезда конца 40-х годов XIX века, которые еще не становились предметом специального изучения. Несмотря на высокий уровень православной культуры, которым отличалось население города и его уезда в середине XIX века, неканонические религиозные обычаи и предрассудки были распространены в народной среде. В труде протоиерея Иоанна Сахарова «Статистическое описание монастырей и церквей города Арзамаса и его уезда», написанном по заданию епархиального начальства в 1848-1849 годах в соответствии с программой для сбора исторических сведений, разработанной профессором Нижегородской духовной семинарии Макарием (Н.К. Миролюбовым), содержатся описания ряда околоцерковных обычаев и суеверий, свойственных жителям Арзамасского края. Характер этих описаний и авторские пояснения к ним, раскрывающие их глубокий сакральный смысл, свидетельствуют о научном подходе протоиерея И. Сахарова к осмыслению околоцерковных проявлений религиозной жизни народа. В статье уделяется особое внимание дискуссии о наличии в содержании программы профессора Макария, разосланной по всем приходам и церквям Нижегородской епархии в конце октября 1848 года, вопроса о местных суевериях. Анализ структуры и содержания историко-статистического описания монастырей и храмов протоиерея И. Сахарова, включающего обязательное упоминание об околоцерковных обрядах и суевериях, позволяет утверждать, что программа профессора Макария содержала вопрос о местных религиозных обычаях и суевериях, что также косвенно подтверждается и фактом высокой оценки труда арзамасского протоиерея епархиальным начальством. В заключение делается вывод, что протоиерей И. Сахаров в сво?м труде первым систематизировал околоцерковные обычаи и суеверия жителей города Арзамаса и 13 с?л Арзамасского уезда и тем самым оставил заметный след в истории изучения религиозной культуры и быта народонаселения юга Нижегородской губернии XIX века. |
1 . Святители земли Нижегородской / [Авт.-сост.: игумен Тихон (Н.И. Затёкин), О.В. Дёгтева]. Нижний Новгород: Центр содействия бизнесу, 2003. 539 с. 2 . Корепова К.Е. Нижегородские священники - собиратели фольклорно-этнографических материалов // «Уведи меня, дорога»: Сборник статей памяти Т.А. Бернштам. СПб.: МАЭ РАН, 2010. С. 292-303. 3 . Курдин Ю.А., Пряников А.В. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Макарий (Н.К. Миролюбов) и народознание середины XIX века // Патриарх Сергий и церковно-государственные отношения в ХХ веке: трудный путь к сотрудничеству. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. С. 452-468. 4 . Тихон, архимандрит (ЗатёкинН.И.). Архиепископ Макарий (Миролюбов). Церковный историк и духовный пастырь. Нижний Новгород: Издательский отдел Нижегородской Епархии; Вознесенский Печерский мужской монастырь, 2009. 248 с. 5 . Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива Императорского русского географического общества. Вып. 2. Петроград, 1915. IV, 988 с. 6 . Сахаров И.И. Статистическое описание монастырей и церквей города Арзамаса и его уезда / Вступит. статья, сост., подготовка текста и комментарии И.В. Кудряшова, С.Н. Пяткина. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2021. 324 с. 7 . Титов А.А. Предисловие к статистическому описанию церквей города Арзамаса, составленному в 1849 году протоиереем И. Сахаровым // Нижегородские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1888. № 5. С. 2. 8 . Предрассудки вместо веры?: откуда берутся околоцерковные суеверия / [Ред.-сост. А. Добросоцких]. М.: Даниловский благовестник, 2013. 270 с. 9 . Макарий (Миролюбов Н. К.) Материалы для географии и статистики Нижегородской губернии // Труды Императорского Русского географического общества. Книжка 3 / Изд. под ред. В.П. Безобразова. [Б. м.]: [б. и.], [1858?]. С. 503-659. 10 . Наследие архивиста. Собрание трудов П.И. Пикарева: Сборник / Вступит. статья И.В. Кудряшова; сост., подготовка текста и комментарии И.В. Кудряшова, Ю.А. Курдина; ННГУ. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2017. 534 с. 11 . Строев В.М. Она заневестилась // Северная пчела. 1834. № 141 (25 июня). С. 563-564. 12 . Курдин Ю.А., Пряников А.В. Священник Василий Страгородский - исследователь фольклора и быта крестьян Арзамасского уезда середины XIX века // Карповские чтения: Сборник статей. Вып. 7 / Отв. ред. Ю.А. Курдин; Арзамасский филиал ННГУ. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. С. 222-243. 13 . Терещенко А. Заметки об Арзамасе // Москвитянин: учебно-литературный журнал. 1852. Т. VI. Книга 2 (Ноябрь). № 22. Отд. VII. С. 63-88. 14 . Макарий (Миролюбов Н.К.) О религиозных обычаях и предрассудках в Нижегородской губернии. 1850. Разряд 23. Рукописи трудов членов Русского Географического Общества и отдельные документы по Нижегородской губернии. Дело 97 / Президентская библиотека [Санкт-Петербург]. URL: https://www.prlib.ru/item/1771407 (дата обращения: 15.10.2023). 15 . ПискаревП.И. (Рейтаров Н.) Город Темников и его уезд (Очерк). Продолжение. II. Город Кадом заштатный // Памятная книжка Тамбовской губернии на 1879 год. Тамбов: Тамбовский губернский статистический комитет, 1879. С. 63-124. |