Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОКОЛОЦЕРКОВНЫЕ ОБЫЧАИ И СУЕВЕРИЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА АРЗАМАСА И АРЗАМАССКОГО УЕЗДА КОНЦА 40-Х ГОДОВ XIX ВЕКА В ОПИСАНИИ ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА САХАРОВА


Номер журнала
3
Дата выпуска
2024

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
902/908
Страницы
35-44
Ключевые слова
суеверия, Арзамас, протоиерей Сахаров, околоцерковные обычаи, народный быт, обряд, Арзамасский уезд, Нижегородская епархия, Макарий, Миролюбов

Авторы
Кудряшов И.В.

Место работы
Кудряшов И.В.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Рассматриваются описания протоиереем Крестовоздвиженской церкви города Арзамаса Иоанном Сахаровым (1789-1867) околоцерковных обычаев и суеверий жителей города Арзамаса и Арзамасского уезда конца 40-х годов XIX века, которые еще не становились предметом специального изучения. Несмотря на высокий уровень православной культуры, которым отличалось население города и его уезда в середине XIX века, неканонические религиозные обычаи и предрассудки были распространены в народной среде. В труде протоиерея Иоанна Сахарова «Статистическое описание монастырей и церквей города Арзамаса и его уезда», написанном по заданию епархиального начальства в 1848-1849 годах в соответствии с программой для сбора исторических сведений, разработанной профессором Нижегородской духовной семинарии Макарием (Н.К. Миролюбовым), содержатся описания ряда околоцерковных обычаев и суеверий, свойственных жителям Арзамасского края. Характер этих описаний и авторские пояснения к ним, раскрывающие их глубокий сакральный смысл, свидетельствуют о научном подходе протоиерея И. Сахарова к осмыслению околоцерковных проявлений религиозной жизни народа. В статье уделяется особое внимание дискуссии о наличии в содержании программы профессора Макария, разосланной по всем приходам и церквям Нижегородской епархии в конце октября 1848 года, вопроса о местных суевериях. Анализ структуры и содержания историко-статистического описания монастырей и храмов протоиерея И. Сахарова, включающего обязательное упоминание об околоцерковных обрядах и суевериях, позволяет утверждать, что программа профессора Макария содержала вопрос о местных религиозных обычаях и суевериях, что также косвенно подтверждается и фактом высокой оценки труда арзамасского протоиерея епархиальным начальством. В заключение делается вывод, что протоиерей И. Сахаров в сво?м труде первым систематизировал околоцерковные обычаи и суеверия жителей города Арзамаса и 13 с?л Арзамасского уезда и тем самым оставил заметный след в истории изучения религиозной культуры и быта народонаселения юга Нижегородской губернии XIX века.

Загрузить статью
Загрузить рецензию

Библиографический список
1 . Святители земли Нижегородской / [Авт.-сост.: игумен Тихон (Н.И. Затёкин), О.В. Дёгтева]. Нижний Новгород: Центр содействия бизнесу, 2003. 539 с.
2 . Корепова К.Е. Нижегородские священники - собиратели фольклорно-этнографических материалов // «Уведи меня, дорога»: Сборник статей памяти Т.А. Бернштам. СПб.: МАЭ РАН, 2010. С. 292-303.
3 . Курдин Ю.А., Пряников А.В. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Макарий (Н.К. Миролюбов) и народознание середины XIX века // Патриарх Сергий и церковно-государственные отношения в ХХ веке: трудный путь к сотрудничеству. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. С. 452-468.
4 . Тихон, архимандрит (ЗатёкинН.И.). Архиепископ Макарий (Миролюбов). Церковный историк и духовный пастырь. Нижний Новгород: Издательский отдел Нижегородской Епархии; Вознесенский Печерский мужской монастырь, 2009. 248 с.
5 . Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива Императорского русского географического общества. Вып. 2. Петроград, 1915. IV, 988 с.
6 . Сахаров И.И. Статистическое описание монастырей и церквей города Арзамаса и его уезда / Вступит. статья, сост., подготовка текста и комментарии И.В. Кудряшова, С.Н. Пяткина. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2021. 324 с.
7 . Титов А.А. Предисловие к статистическому описанию церквей города Арзамаса, составленному в 1849 году протоиереем И. Сахаровым // Нижегородские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1888. № 5. С. 2.
8 . Предрассудки вместо веры?: откуда берутся околоцерковные суеверия / [Ред.-сост. А. Добросоцких]. М.: Даниловский благовестник, 2013. 270 с.
9 . Макарий (Миролюбов Н. К.) Материалы для географии и статистики Нижегородской губернии // Труды Императорского Русского географического общества. Книжка 3 / Изд. под ред. В.П. Безобразова. [Б. м.]: [б. и.], [1858?]. С. 503-659.
10 . Наследие архивиста. Собрание трудов П.И. Пикарева: Сборник / Вступит. статья И.В. Кудряшова; сост., подготовка текста и комментарии И.В. Кудряшова, Ю.А. Курдина; ННГУ. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2017. 534 с.
11 . Строев В.М. Она заневестилась // Северная пчела. 1834. № 141 (25 июня). С. 563-564.
12 . Курдин Ю.А., Пряников А.В. Священник Василий Страгородский - исследователь фольклора и быта крестьян Арзамасского уезда середины XIX века // Карповские чтения: Сборник статей. Вып. 7 / Отв. ред. Ю.А. Курдин; Арзамасский филиал ННГУ. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. С. 222-243.
13 . Терещенко А. Заметки об Арзамасе // Москвитянин: учебно-литературный журнал. 1852. Т. VI. Книга 2 (Ноябрь). № 22. Отд. VII. С. 63-88.
14 . Макарий (Миролюбов Н.К.) О религиозных обычаях и предрассудках в Нижегородской губернии. 1850. Разряд 23. Рукописи трудов членов Русского Географического Общества и отдельные документы по Нижегородской губернии. Дело 97 / Президентская библиотека [Санкт-Петербург]. URL: https://www.prlib.ru/item/1771407 (дата обращения: 15.10.2023).
15 . ПискаревП.И. (Рейтаров Н.) Город Темников и его уезд (Очерк). Продолжение. II. Город Кадом заштатный // Памятная книжка Тамбовской губернии на 1879 год. Тамбов: Тамбовский губернский статистический комитет, 1879. С. 63-124.