ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АТТРАКТИВНОСТИ В ТЕКСТАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕДИАДИСКУРСА (НА МАТЕРИАЛЕ ТОК-ШОУ «60 МИНУТ») |
5 | |
2024 |
Ф И Л О Л О Г И Я |
научная статья | 811.161.1 | ||
203-209 | аттрактивность, политический медиадискурс, ток-шоу, речевое воздействие, стратегия театральности, тактики кооперации и солидаризации |
В контексте современной политической коммуникации особое внимание уделяется вопросам, связанным с привлечением внимания к политическим сообщениям. Данная статья посвящена анализу коммуникативных приемов и языковых средств, используемых для достижения эффекта аттрактивности, придания привлекательности политическим текстам в медиадискурсе. В результате исследования речи ведущих и гостей политического ток-шоу «60 минут» с применением методов дискурс-анализа, структурно-семантического и функционально-семантического анализа были выявлены лингвистические методы и средства, используемые для конструирования аттрактивности, а также проанализировано, как данные средства влияют на восприятие информации аудиторией. В целях привлечения внимания адресата ведущие и эксперты политического ток-шоу непосредственно обращаются к телезрителям, создают семантическое поле «свои», используют риторические вопросы, стилистически сниженную (разговорную) лексику, прибегают к таким эффективным приемам усиления аттрактивности, как апелляция к ценностям, аллюзии, конструирование абсурда и т.д. |
![]() |
1 . Кузнецов Е.С. Аттрактивные приемы в современном медиатексте (на материале современных российских и британских интернет-СМИ): Автореф. дис. … канд. филол. наук. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2022. 24 с. 2 . Исакова С.С. Языковые средства и приемы привлечения внимания читателей интернет-новостей с политическим контентом на примере англоязычных и киргизскоязычных СМИ // Политическая лингвистика. 2021. № 6 (90). С. 190-199. 3 . Гуленко П.В., Долгова Ю.И. Эволюция интерактивных элементов в общественно-политических ток-шоу в постсоветской России // Global Media and Communication, 2021. Vol. 17(1). Р. 25-43. 4 . Ровинская Т.Л. Роль СМИ в деятельности «зеленых» партий (опыт США и ФРГ) // Вестник Моск. ун-та. Серия 12: Политические науки. 2002. № 6. С. 85-98. 5 . Чудинов А.П. Современная политическая коммуникация: Учебное пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. 292 с. 6 . Якоба И.А., Тимофеев С.С. Лингво-когнитивные механизмы управления дискурсом: конструирование аттрактивного имиджа // Вестник ИрГТУ. 2015. № 1 (96). С. 328-332. 7 . Орсоева А.А. Способы достижения аттрактивности дискурса коммуникативного события: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, 2021. 24 с. 8 . Михалева О.Л. Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 256 с. 9 . Урунова Р.Д. Местоимения как средство эмоционального воздействия на аудиторию в процессе агитации // Вестник Международного института рынка. Самара, 2020. № 52. C.109-117. 10 . Толковый словарь русского языка Дмитриева. М.: Астрель: АСТ, 2003. 1578 с. 11 . Словарь русского языка: В 4 т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. 750 с. |