КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ПОЛЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В СВЕТЕ АНТРОПОЦЕНТРИЧНОЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ КОМПЕТЕНЦИЙ |
5 | |
2024 |
научная статья | 811.161.137 | ||
223-228 | русская языковая личность, антропоцентричная систематизация компетенций, преподавание русского языка как иностранного, межкультурная коммуникативная компетенция, поликультурная среда, оценка и измерение компетенций, компетентностное поле личности |
Работа посвящена проблеме функционирования русской языковой личности в условиях поликультурного пространства зарубежья. Обосновываются принципы формирования, оценки и измерения лингвокомпетенций, важных для личности XXI века как эпохи глобальных коммуникаций, на базе предлагаемой авторами антропоцентричной систематизации компетенций. Систематизация строится с опорой на «лестницу контекстов Эткинда». В основе данной системы лежит межкультурная коммуникативная компетенция, которая является компетенцией интегративного типа и включает компетенцию общеязыковую (этноязыковую), общелингвистическую (этнолингвистическую) и общекоммуникативную как собственно речевую. На уровне биили полилингва в поликультурной среде с учетом его биографического контекста межкультурная коммуникативная компетенция может проявляться как межъязыковая, интерлингвальная и межкультурная общекоммуникативная компетенция. Также в работе рассмотрены проблемы оценки и измерения компетентностного поля личности. Делается вывод о том, что, владея всеми уровнями компетенций, общими и индивидуальными, человек становится субъектом своей реальности, осуществляя осознанное и экологичное управление ее компонентами через их реализацию на уровне языка, речи, коммуникации. |
![]() |
1 . Воронченко Т.В., Михина А.Э. Global English как фактор гибридности литературного текста // Фундаментальные исследования. 2013. № 11. С. 356-361. 2 . Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философские науки. 2004. № 4. С. 33-42. 3 . Нещименко Г. Заимствования vs. интернацио-нализмы в современной вербальной коммуникации // Prezjawy internacjonalizacji w j?zykach s?owia?skich. Wydawnictwo Akademii Podlaskiej, Siedlce, 2009. S. 29-41. 4 . Авина Н. Язык русской диаспоры: культурно-речевые проблемы (на материале Литвы) // Язык в движении: к 70-летию Л.П. Крысина. М.: Языки славянской культуры, 2007. С. 44-56. 5 . Коряковцева Е. Интернациональное vs национальное в словообразовательной системе: к постановке вопроса // Prezjawy internacjonalizacji w j?zykach s?owia?skich. Wydawnictwo Akademii Podlaskiej, Siedlce, 2009. S. 13-28. 6 . Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 264 с. 7 . Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 312 с. 8 . Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национального менталитета. М.: ЧеРо, 2003. 349 с. 9 . Алпатов В.М. Языковой аспект глобализации // Язык в глобальном контексте: Современная языковая ситуация как следствие процесса глобализации: Cб. науч. трудов / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч. информ. исслед. Отд. языкознания; Отв. ред.: Потапов В.В., Казак Е.А. М.: ИНИОН, 2018. С. 7-18. 10 . Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М.: Детская литература, 1970. 240 с. 11 . Липатова М.В. Аспектно-комплексный подход в преподавании иностранного языка // Научные записки. 2017. Вып. 21. С. 178-182. 12 . Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж: Гарант, 2001. 227 с. 13 . Карасик В.И. Языковая лестница познания: Монография. М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2022. 462 с. 14 . Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика: Учебник для вузов. М.: Российский гуманитарный университет, 2001. 439 с. 15 . Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. 284 с. 16 . Талеб Н.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М.: КоЛибри, 2015. 768 с. |