Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ МЕДВЕДЬ, ДРАКОН / ?, ? И ИХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКАХ


Номер журнала
6
Дата выпуска
2024

Раздел
Ф И Л О Л О Г И Я

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
811.161.16+811.581
Страницы
216-224
Ключевые слова
биомофный код культуры, этнообраз, медведь, дракон, ?, ?, Россия, Китай

Авторы
Воскресенская Н.А.
Манухина О.В.
Симонов Д.А.

Место работы
Воскресенская Н.А.
Национальный исследовательский 2024 г. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Манухина О.В.
Национальный исследовательский 2024 г. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Симонов Д.А.
Национальный исследовательский 2024 г. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Статья посвящена лингвокультурологическому анализу архетипических образов медведя и дракона / ? и ?. в восприятии русских и китайцев. Рассматривается, как зооморфный образ медведя формирует- ся в качестве особого культурного кода в русской картине мира, а образ дракона становится знаковым для китайской. Анализируются значения лексем-репрезентантов соответствующих образов; изучаются семантические особенности паремий, фразеологизмов с компонентами «медведь, дракон». На материале текстов художественных произведений выявляются языковые средства актуализации данных образов; проводится их сравнение у представителей обеих наций, указываются причины существующих этно- культурных различий. Делается вывод о том, что, несмотря на главенствующую роль образа медведя в русской культуре и образа дракона в китайской, они оба присутствуют в сравниваемых картинах мира, являясь многогранными и амбивалентными. Подчеркивается, что, в отличие от русской лингвокульту- ры, в китайском языке лексема «медведь» редко используется в оценочных суждениях. В свою очередь образ дракона-змея в русской культуре преимущественно имеет отрицательную коннотацию, что объяс- няется стереотипами, сформировавшимися как в русской мифологии (Змей Горыныч), так и в христиан- ском учении (змий-искуситель).

Загрузить статью
Загрузить рецензию

Библиографический список
1 . Фасмер М. Этимологический словарь русско-го языка: в 4-х т. М.: Прогресс, 1986. Т.2. 672 с.
2 . Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологиче-ский словарь русского языка. М.: Прозерпина, 1994. 400 с.
3 . Ожегов С.И. Толковый словарь русского язы-ка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуков-ник, 1997. 944 с.
4 . Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразова-тельный словарь русского языка. М.: Изд-во «Дро-фа», Русский язык, 2000. 1233 с.
5 . Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгенье-вой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. URL: https://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default. asp (дата обращения: 02.12.2024).
6 . Терёшкина О.В., Терёшкин С.А. Архетипиче-ский образ медведя и медведь URSUS ARCTOS L. (медведь в историко-филологическом и естествен-нонаучном аспектах) // Труды Мордовского госу-дарственного природного заповедника им. П.Г. Смидовича. 2020. Вып. 25. С. 358-380.
7 . Русская народная сказка «Медведь - бога-тырь». URL: https://rus.ruolden.ru/5261/medved-boga tyr/ (дата обращения: 27.06.2024).
8 . Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Изд-во «Индрик», 1997. 912 с.
9 . Легенда о Кудым-Оше. URL: https://www.zel-veter.ru/forum/index.php?topic=1380.0 (дата обраще-ния: 10.07.2024).
10 . Афанасьева-Медведева Г.В. Образ медведя в русской народной прозе восточных народов Сибири (по материалам фольклорных экспедиций 1980 - 2010 гг.) // Мир культуры, науки, образования. 2010. № 6 (25). С. 66-68.
11 . Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, по-словицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990. 135 с.
12 . Анна Останина. Как поймать стрижа // Вол-га. 2015. URL: https://ruscorpora.ru/results?search= CqE-BIlUKUwolCgZhdXRob3ISGwoZ0JDQvdC90LAg0J7RgdGC0LDQvdC40L3QsAoqCiRwcmlfY2F0OtGF0YPQtNC%2B0LbQtdGB0YLQstC10L3QvdCw0Y8aAggBKiQKCAgAEAoYMiAKEAUgACjI-hYG31bfFBUAFagQ wLjk1eACgAQEyAggBOgEBQhsKGQoXCgNyZXESEAoO0LzQtdC00LLQtdC00Yw= (дата обращения: 05.12.2024).
13 . Светлана Алексиевич. Время second-hand // Дружба народов. 2013. URL: https://ruscorpora.ru/ results?search=CtQBIocBCoQBCiMKBmhlYWRlchIZChfQktGA0LXQvNGPIHNlY29uZC1oYW5kIAoxCgZhdXRob3ISJwol0KHQstC10YLQu9Cw0L3QsCDQkNC70LXQutGB0LjQtdCy0LjRhwoqCiRwcmlfY2F0OtGF0YPQtNC%2B0LbQtdGB0YLQstC10L3QvdCw0Y8aAggBKiQKCAgAEAoYMiAKEAUgACjIhYG31bfFBUAFagQwLjk1eACgAQEyAggBOgEBQhsKGQoXCgNyZXESEAoO0LzQtdC00LLQtdC00Yw= (дата обращения: 05.12.2024).
14 . Юрий Давыдов. Синие тюльпаны (1988-1989). URL: https://ruscorpora.ru/results?search=Csk Bin0KewooCgZoZWFkZXISHgoc0KHQuNC90LjQtSDRgt-GO0LvRjNC/0LDQvdGLIAojCgZhdXRob3ISGQo X0K7RgNC40Lkg0JTQsNCy0YvQtNC%2B0LIKKgokcHJpX2NhdDrRhdGD0LTQvtC20LXRgdGC0LLQtdC90L3QsNGPGgIIASokCggIABAKGDIgChAFIAAoyIWBt9W3xQVABWoEMC45NXgAoAEBMgIIAToBAUIb-ChkKFwoDcmVxEhAKDtC80LXQtNCy0LXQtNGM (дата обращения: 05.12.2024).
15 . Домбровский Ю.О. Факультет ненужных вещей. Часть 3 (1978). URL: https://ruscorpora. ru/resu lts?search=CuQBIpcBCpQBCjoKBmhlYWRlchIwCi7QpNCw0LrRg9C70YzRgtC10YIg0L3QtdC90YPQttC90YvRhSDQstC10YnQtdC5CioKBmF1dGhvchIgCh7Qri4g0J4uINCU0L7QvNCx0YDQvtCy0YHQutC40LkKKgokcHJpX2NhdDrRhdGD0LTQvtC20LXRgdGC0LLQtdC90L3QsNGPGgIIASokCggIABAKGDIgChAFIAAoyIWBt9W3xQVABWoEMC45NXgAoAEBMgIIAToBAUIbChkKFwoDcmVxEhAKDtC80LXQtNCy0LXQtNGM (дата обращения: 05.12.2024).
16 . Кутьева М.В. Медведь: амбивалентность ар-хетипа в русской лингвокультуре // Вестник Омско-го государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 2 (35). С. 93-99.
17 . Большой китайско-русский словарь. URL: https://bkrs.info/slovo.php?ch=%E7%86%8A (дата об-ращения: 18.08.2024).
18 . Линь Сюе. Русский «медведь» и китайский «дракон»: зоометафора в русском и китайском по-литическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2019. № 5 (77). С. 177-184.
19 . Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: Издательство «Астрель», «Фирма «Издательство АСТ», Издательско- продюсерский центр «Дизайн. Информация. Картография», 2000. С. 337-344.
20 . ??? ??????????? [Китай-ские драконы: их виды, история и значения]. URL: https://studycli.org/zh-CN/chinese-culture/chinese-dra gons/ (на китайском языке) (дата обращения 22.07.2024).
21 . Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Издательская фирма «Восточная литера-тура РАН». 2001. 488 с.
22 . Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. URL: http://library.lgaki.info:404/2017/%D0%9C%D0%B8%D1%84%D1%8B%20%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F.pdf (дата обращения: 20.07.2024).
23 . Духовная культура Китая / Гл. ред. М.Л. Ти-таренко. Т. 2. URL: https://studfile.net/preview/16571 200/page:53/ (дата обращения: 21.07.2024).
24 . У Чэнъэнь. Путешествие на Запад / Пер. А.П. Рогачёва. Т. 1 - 4. М.: Государственное изда-тельство художественной литературы. 1959.
25 . ??????? [Фразеологические обороты с иероглифом «дракон»]. URL: http://chengyu.t086. com/cy/long.html (дата обращения: 20.07.2024).
26 . Дракон подкрался незаметно. Китай годами добивался лояльности Европы. Пандемия коронави-руса показала его истинное лицо. URL: https://lenta. ru/articles/2020/07/01/how_to_china/
27 . Даль В.И. Толковый словарь живого велико-русского языка: в 4 т. T. 1. М.: АСТ, 1994.
28 . Красных В.В. Коды и эталоны культуры (приглашение к разговору) // Язык, сознание, ком-муникация: Сб. статей / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2001. Вып. 19. С. 5-19.
29 . Берков В.П., Мокиенко В.М., Шулежкова С.Г. Большой словарь крылатых слов русского язы-ка. М.: Русские словари, Астрель, 2000. 624 с.
30 . Сидихменов В.Я. Страницы прошлого. М.: Восточная литература, 1987. 448 с.