Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГИПЕРТЕКСТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-КОНТЕНТА КАК ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ АТТРАКТИВНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ВЕБ-САЙТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ)


Номер журнала
6
Дата выпуска
2024

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
811.161.1+004.738.5
Страницы
283-290
Ключевые слова
гипертекстуальность, категория аттрактивности, интернет-контент, веб-сайты российских вузов, гиперссылка, пиктограмма, аттрактор, русский язык в Интернете

Авторы
Радбиль Т.Б.
Помазов А.И.

Место работы
Радбиль Т.Б.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Помазов А.И.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Рассматриваются лингвопрагматические особенности гипертекстовой организации интернет-контента веб-сайтов российских вузов в свете реализации категории аттрактивности. Гипертекстуальность как особая, нелинейная организация содержания и, соответственно, его восприятия предоставляет существенные возможности для воплощения категории аттрактивности в контенте веб-сайтов вуза. Показано, что лингвистический дизайн веб-страницы детерминирован принципами членения гипертекста на разделы и лингвостилистическими и функциональными особенностями гиперссылок. При этом аттрактивность реализуется в системе прямых гиперссылок, прецедентных феноменов поликодового типа - пиктограмм, ключевых слов - аттракторов и др. Делается вывод о том, что лингвопрагматическое разнообразие средств гипертекстовой организации контента обнаруживает высокую степень лингвокреативности и языкового чутья создателей веб-сайтов образовательных организаций и авторов их информационной составляющей, знание ими особенностей восприятия информации в интерактивном и гипертекстовом режиме функционирования контента медиатекстов российских вузов и умение адекватно применить эти знания в формировании интернет-контента.

Загрузить статью
Загрузить рецензию

Библиографический список
1 . Радбиль Т.Б., Помазов А.И. Прецедентные фе-номены как средство создания аттрактивности в поликодовом тексте Интернета // Вестник Волго-градского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2020. Т. 19. № 1. С. 140-153. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.1.12.
2 . Радбиль Т.Б., Помазов А.И. Поликодовые тек-сты в дискурсивной реализации аттрактивности интернет-контента (на материале веб-сайтов рос-сийских вузов) // Вестник Нижегородского универ-ситета им. Н.И. Лобачевского. 2023. № 4. С. 182-190. DOI: 10.52452/19931778_2023_4_182.
3 . Помазов А.И. Языковые средства структурной организации и контента образовательного сайта: к постановке проблемы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 3. С. 216-223.
4 . Новые тенденции в русском языке начала XXI века: Коллективная монография / Под ред. Л.В. Ра-цибурской. М.: ФЛИНТА; Наука, 2016. 304 с.
5 . Радбиль Т.Б. Вера как основа мировосприятия и миропонимания в русской языковой картине мира // Лингвокультурологические исследования. Логи-ческий анализ языка. Понятие веры в разных языках и культурах / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, М.Л. Ков-шова. М.: Гнозис, 2019. С. 23-35.
6 . Русский язык в интернет-коммуникации: лингвокогнитивный и прагматический аспекты: Коллективная монография / Под ред. Л.В. Рацибурской. М.: Флинта, 2021. 328 с.
7 . Щигельская Е.Э. Технология создания контен-та для сайта вуза // Труды Белорусского государ-ственного технологического университета. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2018. № 2. С. 62-66.
8 . Дедова О.В. Теория гипертекста и гипертек-стовые практики в Рунете. М.: МАКС Пресс, 2008. 284 с.
9 . Минеева М.В. Лингвистический гипертекст как способ декодирования информации: Моногра-фия. Челябинск: Искра-Профи, 2017. 178 с.
10 . Рязанцева Т.И. О категориях гипертекста // Медиалингвистика. 2019. № 6 (3). С. 327-340. DOI: 10.21638/spbu22.2019.304.
11 . Стройков С.А. Лингвопрагматика англо-язычного электронного гипертекста: Монография. Самара: СГСПУ, 2018. 175 с.
12 . Алексеева Л.М. и др. Стилистический эн-циклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. 2-е изд., доп. М.: Флинта; Наука, 2006. 696 с.
13 . Субботин М.М. Гипертекст как новая форма письменной коммуникации // Итоги науки и техни-ки. Серия: Информатика. 1994. Вып. 18. С. 11-53.
14 . Лесников С.В., Булыгина Д.С., Лесников А.В., Лесников Г.С. Конструирование гипертексто-вого информационно-поискового тезауруса мета-языка лингвистики // Современные информацион-ные технологии и ИТ-образование. 2015. № 11. Т. 2. С. 326-333.
15 . Атабекова А.А. Лингвистический дизайн Web-страниц: сопоставительный анализ языкового оформления англо- и русскоязычных Web-страниц: Монография. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2003. 274 с.
16 . Жаркова У.А. Дискурсивные характеристики web-сайта университета: к проблеме структуриро-вания контента // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 5 (47). Ч. 2. С. 59-62.
17 . Ткаченко М.А. Особенности создания ин-формационного сайта образовательного учреждения // Актуальные вопросы в науке и практике: Сб. ста-тей по материалам XII Межд. научн.-практ. конфе-ренции (Самара, 12.11.2018). Уфа: ООО «Дендра», 2018. С. 30-39.
18 . Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поли-кодовость, интертекстуальность, интердискурсив-ность: Учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2014. 266 с.