ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГИПЕРТЕКСТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-КОНТЕНТА КАК ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ АТТРАКТИВНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ВЕБ-САЙТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ) |
6 | |
2024 |
научная статья | 811.161.1+004.738.5 | ||
283-290 | гипертекстуальность, категория аттрактивности, интернет-контент, веб-сайты российских вузов, гиперссылка, пиктограмма, аттрактор, русский язык в Интернете |
Рассматриваются лингвопрагматические особенности гипертекстовой организации интернет-контента веб-сайтов российских вузов в свете реализации категории аттрактивности. Гипертекстуальность как особая, нелинейная организация содержания и, соответственно, его восприятия предоставляет существенные возможности для воплощения категории аттрактивности в контенте веб-сайтов вуза. Показано, что лингвистический дизайн веб-страницы детерминирован принципами членения гипертекста на разделы и лингвостилистическими и функциональными особенностями гиперссылок. При этом аттрактивность реализуется в системе прямых гиперссылок, прецедентных феноменов поликодового типа - пиктограмм, ключевых слов - аттракторов и др. Делается вывод о том, что лингвопрагматическое разнообразие средств гипертекстовой организации контента обнаруживает высокую степень лингвокреативности и языкового чутья создателей веб-сайтов образовательных организаций и авторов их информационной составляющей, знание ими особенностей восприятия информации в интерактивном и гипертекстовом режиме функционирования контента медиатекстов российских вузов и умение адекватно применить эти знания в формировании интернет-контента. |
![]() | |
![]() |
1 . Радбиль Т.Б., Помазов А.И. Прецедентные фе-номены как средство создания аттрактивности в поликодовом тексте Интернета // Вестник Волго-градского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2020. Т. 19. № 1. С. 140-153. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.1.12. 2 . Радбиль Т.Б., Помазов А.И. Поликодовые тек-сты в дискурсивной реализации аттрактивности интернет-контента (на материале веб-сайтов рос-сийских вузов) // Вестник Нижегородского универ-ситета им. Н.И. Лобачевского. 2023. № 4. С. 182-190. DOI: 10.52452/19931778_2023_4_182. 3 . Помазов А.И. Языковые средства структурной организации и контента образовательного сайта: к постановке проблемы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 3. С. 216-223. 4 . Новые тенденции в русском языке начала XXI века: Коллективная монография / Под ред. Л.В. Ра-цибурской. М.: ФЛИНТА; Наука, 2016. 304 с. 5 . Радбиль Т.Б. Вера как основа мировосприятия и миропонимания в русской языковой картине мира // Лингвокультурологические исследования. Логи-ческий анализ языка. Понятие веры в разных языках и культурах / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, М.Л. Ков-шова. М.: Гнозис, 2019. С. 23-35. 6 . Русский язык в интернет-коммуникации: лингвокогнитивный и прагматический аспекты: Коллективная монография / Под ред. Л.В. Рацибурской. М.: Флинта, 2021. 328 с. 7 . Щигельская Е.Э. Технология создания контен-та для сайта вуза // Труды Белорусского государ-ственного технологического университета. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2018. № 2. С. 62-66. 8 . Дедова О.В. Теория гипертекста и гипертек-стовые практики в Рунете. М.: МАКС Пресс, 2008. 284 с. 9 . Минеева М.В. Лингвистический гипертекст как способ декодирования информации: Моногра-фия. Челябинск: Искра-Профи, 2017. 178 с. 10 . Рязанцева Т.И. О категориях гипертекста // Медиалингвистика. 2019. № 6 (3). С. 327-340. DOI: 10.21638/spbu22.2019.304. 11 . Стройков С.А. Лингвопрагматика англо-язычного электронного гипертекста: Монография. Самара: СГСПУ, 2018. 175 с. 12 . Алексеева Л.М. и др. Стилистический эн-циклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. 2-е изд., доп. М.: Флинта; Наука, 2006. 696 с. 13 . Субботин М.М. Гипертекст как новая форма письменной коммуникации // Итоги науки и техни-ки. Серия: Информатика. 1994. Вып. 18. С. 11-53. 14 . Лесников С.В., Булыгина Д.С., Лесников А.В., Лесников Г.С. Конструирование гипертексто-вого информационно-поискового тезауруса мета-языка лингвистики // Современные информацион-ные технологии и ИТ-образование. 2015. № 11. Т. 2. С. 326-333. 15 . Атабекова А.А. Лингвистический дизайн Web-страниц: сопоставительный анализ языкового оформления англо- и русскоязычных Web-страниц: Монография. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2003. 274 с. 16 . Жаркова У.А. Дискурсивные характеристики web-сайта университета: к проблеме структуриро-вания контента // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 5 (47). Ч. 2. С. 59-62. 17 . Ткаченко М.А. Особенности создания ин-формационного сайта образовательного учреждения // Актуальные вопросы в науке и практике: Сб. ста-тей по материалам XII Межд. научн.-практ. конфе-ренции (Самара, 12.11.2018). Уфа: ООО «Дендра», 2018. С. 30-39. 18 . Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поли-кодовость, интертекстуальность, интердискурсив-ность: Учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2014. 266 с. |