МЕХАНИЗМ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА |
2 | |
2025 |
П Р А В О |
научная статья | 342.9 | ||
48-57 | прослеживаемость товаров, государственный контроль, надзор, цифровизация, интеграция экономики, маркировка товаров, таможенный контроль, налоговый контроль, потребители, режим |
Активная трансформация социального взаимодействия граждан и организаций с органами публичной власти требует поиска новых форм такого взаимодействия, призванных максимально обеспечить права и законные интересы всех участников общественных связей. Прослеживаемость товаров является относительно новым механизмом взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов. Данный механизм основан на процессах цифровизации и одновременно призван участвовать в реализации интеграционной повестки. В статье предпринята попытка определить понятие прослеживаемости, ее цели и виды. Сделан вывод о возможности позиционировать прослеживаемость в качестве современной меры контрольно-надзорного воздействия на хозяйствующих субъектов, а также режима государственного контроля и надзора. Предложена формула соотношения национальной и интеграционной системы прослеживаемости товаров. Обращено внимание на возможности механизмов прослеживаемости товаров стимулировать развитие внутреннего контроля экономических субъектов. |
![]() |
1 . Кобзарь-Фролова М.Н., Васянина Е.Л. К вопросу о перспективах развития финансового права // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2022. Т. 17. № 4. С. 228-237. DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-4-kobzar-frolova-vasyanina. 2 . Bordel B., Lebigot P., Alcarria R., Robles T. Digital Food Product Traceability: Using Blockchain in the International Commerce // In: Antipova T., Rocha A. (eds) Digital Science. DSIC18 2018. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 850. Cham: Springer, 2019. Р. 224-231. https://doi.org/10.1007/978-3-030- 02351-5_27. 3 . Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров» // Собрание законодательства РФ. 12.07.2021. № 28 (часть II). Ст. 5536. 4 . Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110 (ред. от 04.03.2023) «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости» // Собрание законодательства РФ. 12.07.2021. № 28 (часть II). Ст. 5538. 5 . Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 15.03.2021. № 11. Ст. 1714. 6 . Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 05.06.2014. 7 . Постановление Правительства РФ от 25 июня 2019 г. № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпускаемых на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» // СЗ РФ. 2019. № 27. Ст. 3577. 8 . Агамагомедова С.А. Государственный контроль и надзор в условиях цифровизации экономики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2020. № 3. С. 79-85. 9 . Агамагомедова С.А. Государственный контроль и надзор в сфере экономики в условиях ее цифровизации: направления трансформации // Право и экономика. 2020. № 9 (391). С. 27-32. 10 . Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Российская газета. 05.08.2020. № 171. 11 . Mishra D.K., Sekhari A., Henry S., Ouzrout Y. Traceability in Product Supply Chain: A Global Model // In: Harik R., Rivest L., Bernard A., Eynard B., Bouras A. (eds) Product Lifecycle Management for Digital Transformation of Industries. PLM 2016. IFIP Advances in Information and Communication Technology. Vol. 492. Cham: Springer, 2016. https://doi.org/10.1007/978-3- 319-54660-5_34. 12 . Van der Vorst J.G.A.J. Product traceability in food-supply chains // Accreditation and Quality Assurance. 2006. 11 (1). Р. 33-37. https://doi.org/10.1007 /s00769-005-0028-1. 13 . Бакаева О.Ю. Посттаможенный контроль в ЕАЭС в условиях цифровизации таможенных отношений: правовые вопросы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2019. № 2 (37). С. 142-150. 14 . Li B., Liu P., Wu X., Wang X., Zhao R. Design and Application of Agricultural Product Traceability Management Platform // In: Sun X., Pan Z., Bertino E. (eds). Cloud Computing and Security. ICCCS 2018. Lecture Notes in Computer Science. Vol. 11064. Cham: Springer, 2018. Р. 684-693. https://doi.org/10.1007/978-3-030-00009-7_61. 15 . Wen B., Luo Zq., Liu Cq., Lin S. Agricultural Product Traceability with Services Resource Provisioning // In: Cao BY., Ma SQ., Cao Hh. (eds). Ecosystem Assessment and Fuzzy Systems Management. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 254. Cham: Springer, 2014. Р. 165-176. https://doi.org/10.1007/978- 3-319-03449-2_17. 16 . Андреева Л.В., Быковский В.К. Системы обязательной маркировки и прослеживаемости товаров: понятие, виды, цифровая трансформация // Предпринимательское право. 2022. № 1. С. 41-51. DOI: 10.18572/1999-4788-2022-1-41-51. 17 . Агамагомедова С.А. Особенности производства экспертиз по административным делам о незаконном использовании товарного знака // Судебная экспертиза. Научно-практический журнал. 2010. № 2 (22). С. 33-42. 18 . Коровяковский Д.Г., Храмов С.А. Концепция «прослеживаемости товаров» как эффективная мера таможенного контроля // Таможенное дело. 2022. № 3. С. 11-14. DOI: 10.18572/2071-1220-2022-3-11-14. 19 . Шапсугова М.Д. Пространства доверия и идентификация предпринимателя в цифровой экономике // Право и цифровая экономика. 2019. № 3. С. 44-48. DOI: 10.17803/2618-8198.2019.05.3.044-048. 20 . Hall D.C., Johnson-Hall T.D. The value of downstream traceability in food safety management systems: an empirical examination of product recalls // Oper. Manag. Res. 2021. 14. Р. 61-77. https://doi.org/ 10.1007/s12063-021-00184-1. 21 . Аракелян К.Э. Вопросы правового регулирования системы прослеживаемости производства и поставок продукции в национальной экономике // Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право. 2022. № 5. С. 112-117. 22 . ?enk I., Ostoji? G., Tarjan L. et al. Food Product Traceability by Using Automated Identification Technologies // In: Camarinha-Matos L.M., Tomic S., Gra?a P. (eds) Technological Innovation for the Internet of Things. DoCEIS 2013. IFIP Advances in Information and Communication Technology. Vol. 394. Berlin, Heidelberg: Springer, 2013. Р. 155-163. https://doi.org/ 10.1007/978-3-642-37291-9_17. 23 . Wang Z., Liu P. Application of Blockchain Technology in Agricultural Product Traceability System // In: Sun X., Pan Z., Bertino E. (eds) Artificial Intelligence and Security. ICAIS 2019. Lecture Notes in Computer Science. Vol. 11634. Cham: Springer, 2019. Р. 81-90. 24 . Сервисы прослеживаемости товаров. Официальный сайт ФНС России. URL: https://www.nalog.gov. ru/rn77/service/traceability/ (дата обращения: 13.10.2024). 25 . Агамагомедова С.А. Государственный контроль и надзор в области экономики в условиях ее интеграции // Административное право и процесс. 2021. № 9. С. 44-47. DOI: 10.18572/2071-1166-2021- 9-44-47. 26 . Коба Е.Е. Актуальные проблемы функционирования малого предпринимательства в России // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2020. № 1 (25). С. 91-98. 27 . Луговая Н.Н. Прослеживаемость импортных товаров // НДС: проблемы и решения. 2021. № 7. С. 20-38. 28 . Rani P., Jain V., Joshi M., Khandelwal M., Rao S. A Secured Supply Chain Network for Route Optimization and Product Traceability Using Blockchain in Internet of Things // In: Khanna A., Gupta D., P?lkowski Z., Bhattacharyya S., Castillo O. (eds). Data Analytics and Management. Lecture Notes on Data Engineering and Communications Technologies. Vol. 54. Springer, Singapore, 2021. Р. 637-647. https://doi.org/10.1007 /978- 981-15-8335-3_49. 29 . Yang F. The Construction of Agricultural Products Traceability System Based on the Internet of Things - The Cases of Pollution-Free Vegetables in Leping of Jiangxi Province // In: Li D., Chen Y. (eds) Computer and Computing Technologies in Agriculture VII. CCTA 2013. IFIP Advances in Information and Communication Technology. Vol. 420. Berlin, Heidelberg: Springer, 2014. Р. 262- https:// doi.org/10.1007/978-3-642-54341-8_28. 30 . Дегтяренко А. Прослеживаемость товаров: что делать и как не попасть на штраф? // Юридический справочник руководителя. 2021. № 10. С. 39-49. 31 . О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности в отношении юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, возникающей в связи с созданием в Российской Федерации национальной системы прослеживаемости товаров) (подготовлен Минфином России, ID проекта 02/04/07-23/00140083) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.07.2023). Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте: https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 17.07.2023. 32 . Забродина С. Готовятся поправки к положению о национальной системе прослеживаемости товаров // ЭЖ-Бухгалтер. 2023. № 34. С. 7. 33 . Кобзарь-Фролова М.Н. Внутренний контроль (самоконтроль) как основной вид контроля деятельности хозяйствующих субъектов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2020. № 2. С. 139-148. 34 . Кобзарь-Фролова М.Н. О самоконтроле как форме альтернативной государственному контролю (надзору) // Образование и право. 2023. № 8. С. 293-298. DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-293-298. 35 . Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Троян Н.А. Формирование культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации в условиях новых вызовов: публично-правовые проблемы // Государство и право. 2023. № 5. С. 131-144. DOI: 10.31857/S102694520025209-0. |