Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ИНТЕНСИФИКАТОРЫ ПОЛИКОДОВО-МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ МЕДИАТЕКСТОВ КОРОТКОФОРМАТНЫХ ВИДЕО


Номер журнала
2
Дата выпуска
2025

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
808
Страницы
167-172
Ключевые слова
социальные сети, формат, короткое видео, поликодово-мультимодальный медиатекст, прагматика медиатекста, прагматический интенсификатор, фасцинация

Авторы
Гапутина В.А.

Место работы
Гапутина В.А.
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина


Аннотация
Статья посвящена исследованию поликодово-мультимодальных текстов, актуализируемых в вертикальных короткоформатных видеороликах. Материалом исследования послужили видеоролики (клипы) дочернего сервиса социальной сети «ВКонтакте» в сегменте пользовательского контента (UGC). Актуальность исследования обусловлена, во-первых, динамикой развития формата коротких вертикальных видео и лидирующей позицией в медиапредпочтениях современного потребителя, во-вторых, недостаточной изученностью актуализируемых в нем медиатекстов, в особенности - медиатекстов «третьего порядка». Цель исследования состоит в выявлении элементов вербального и медийного (иконического и мелодического) уровней, организующих медиатексты короткого формата, и таких их комбинаций, которые оказывают наибольшее прагматическое воздействие на адресата. Делается вывод о том, что избыточная интенсивность комбинирующихся в медиатексте элементов вербального и невербального уровней, каждый из которых априори имеет высокий прагматический потенциал, обусловливает феноменальный эффект фасцинации - «залипания» в виртуальном мире. Автор статьи настаивает на необходимости контроля времени, проведенного за просмотром интернет-контента, во избежание стриминговой зависимости.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Терентьева Е.В., Шань Ц. Трансфер реальности в медиапространство, микроминиатюризация форматов и конвергенция медиа в постинформационную эпоху: исследование китайских видеоплатформ // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2 (105). С. 417-419.
2 . Что происходит с цифровыми медиа. URL: https://www.newrusmedia.ru/chto-proishodit-s-tsifrovy mi-media/ (дата обращения: 31.01.2025).
3 . Это как просмотреть. Почему короткие вертикальные видео становятся все популярнее. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6748114 (дата обращения: 19.01.2025).
4 . Молчанова О.И. Пользовательский контент как результат трансформации медиасферы // Информационное общество. 2017. Вып. 4-5. С. 101-106.
5 . Устюжанина Д.А. Я онлайн, следовательно я существую. Новые медиа как пространство социального творчества пользователей // Logos et Praxis. 2020. Т. 19. № 1. С. 63-73.
6 . Клушина Н.И. Мультимедиальный код языка и его роль в политической лингвистике // Политическая лингвистика. 2020. № 6 (84). С. 19-25. DOI: 10.26170/pl20-06-02.
7 . Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: актуальные направления изучения медиаречи // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. №4. С. 26-38.
8 . Анисимов В.Е., Анисимова Е.Д. Шортс, рилс и клип как субвидема интернет-, кино- и медиадискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. № 7. С. 2386-2398.
9 . Питерова А.В., Шобухова А.Н., Бикметов Е.Ю. Возможности применения инструмента коротких видеороликов в стратегии контент-маркетинга // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 6-3 (93). С. 41-43. DOI: 10.24412/2500-1000-2024-6-3-41-43.
10 . Горобцов Е.В., Лопатин Р.Д., Митчелл П.Д. Короткие видео на платформе «TikTok» как средство формирования социокультурных навыков у обучающихся английскому языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 26 (194). С. 25-34.
11 . Аукешева А., Токпанова А.А. Медийная специфика воздействия коротких видеороликов на аудиторию поколения Z // Вестник КазНУ. Серия журналистики. 2024. № 1 (71). С. 103-117.
12 . Гапутина В.А. Форматно-жанровая специфика коротких видео (Shorts) // Журналистика в поисках моделей развития: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Томск, 25-26 сентября 2024 г. / Отв. ред. И.В. Герасимчук, П.П. Каминский. Томск: Изд-во ТГУ, 2024. С. 145-149.
13 . Распопов А.А., Хромов С.С. Синергетический потенциал поликодовых текстов российских новых медиа (на примере коротких вертикальных видео) // Вестник ЧГПУ. 2024. № 4 (125). С. 104-116. DOI: 10.37972/chgpu.2024.125.4.013.
14 . Ким М.Н. Пользовательский контент: проблемы жанрообразования // Управленческое консультирование. 2021. № 3. С. 70-79.
15 . Карпова Е.В., Карташова Е.П. Влияние пользовательского контента на возникновение новых медиатекстов как результат интеграционных процессов современной медиасферы // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 1 (47). С. 136-141.
16 . Ахренова Н.А., Зарипов Р.И. Лингвопрагматические характеристики современного поликодовомультимодального медиатекста в контексте информационно-психологического воздействия // Медиалингвистика. 2023. № 10 (4). С. 428-449. DOI: 10.21638/spbu22.2023.401.
17 . Градюшко А.А. Короткое видео как новый медийный формат в цифровой среде // Аудиовизуальные медиа в эпоху Интернета и информационных войн: от традиций к инновациям: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию каф. телевидения и радиовещания БГУ, Минск, 21-22 сент. 2022 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: О.М. Самусевич (гл. ред.) [и др.]. Минск: БГУ, 2022. С. 245-249.
18 . Хотног А.В. Природа гибридного дискурса (на материале французского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 12 (8). С. 190-194. DOI: 10.30853/filnauki.2019.8.37.
19 . Зарипов Р.И. Фасцинация как основа медиатекста и информационно-психологического воздействия // Политическая лингвистика. 2024. № 1 (103). С. 57-69.
20 . Нестерова Т.В. Гибридные жанры в игровой интернет-коммуникации (поздравительный дискурс) // Жанры речи. 2022. № 1 (33). С. 43-57. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-1-33-43-57.
21 . Видеоролик № 1. URL: https://vk.com/clip- 127337678_456241368 (дата обращения: 19.01.2025).
22 . Видеоролик № 2. URL: https://vk.com/clip- 226096820_456246652 (дата обращения: 19.01.2025).
23 . Видеоролик № 3. URL: https://vk.com/clip- 56790798_456254781 (дата обращения: 19.01.2025).
24 . Видеоролик № 4. URL:https://vk.com/clip- 227975075_456239550 (дата обращения: 19.01.2025).
25 . Видеоролик № 5. URL: https://vk.com/clip- 212445476_456240311 (дата обращения: 19.01.2025).