Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ПОДРОСТКОВОГО РОМАНА)


Номер журнала
3
Дата выпуска
2025

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
811.112.2
Страницы
182-188
Ключевые слова
художественная литература для подростков, экономический дискурс, языковая репрезентация концептов, гибридизация, интердискурсивность

Авторы
Привалова Е.П.

Место работы
Привалова Е.П.
Московский государственный лингвистический университет; Финансовый университет при Правительстве РФ


Аннотация
Экономический дискурс, причисляемый к статусно-ориентированным институциональным дискурсам, оказывает большое влияние на различные сферы жизни и дискурсы. Концепты экономической сферы воздействуют на когнитивное поведение всех возрастных групп и находят реализации в языке, заимствуясь в другие, не связанные с экономикой области, в частности, в форме метафор. Наблюдается явление интерференции дискурсов: элементы экономического дискурса проявляются, среди прочего, в сфере подростковой литературы - не только научно-популярной, но и в художественной. В настоящей статье приведены результаты концептуального и лексико-семантического анализа немецкого художественного текста с целью идентификации в нём элементов экономического дискурса, описания и их классификации. Результат исследования приведён в виде сгруппированных по тематическому признаку языковых репрезентантов концептов, конституирующих экономический дискурс. В качестве ключевых экономических концептов выявлены концепты «бизнес-проект и бизнес-процессы», «финансовая деятельность», «производственная деятельность», «техническое оснащение», «реклама и маркетинг», «профессиональная деятельность сотрудников». Исследование отражённого в немецком художественном тексте комплекса концептов позволяет проследить процесс учреждения компании, основные сферы её деятельности (производство, продажи, маркетинг, лицензионную деятельность), реорганизацию и проч. Взаимодействие дискурса художественного повествования и экономического дискурса свидетельствует как о явлении интердискурсивности, так и о гибридизации художественного текста. В статье также рассматривается графический аспект и его роль в процессе гибридизации адресованного подросткам художественного текста, в частности, в рассматриваемом произведении графический аспект участвует во включении в дискурс художественного повествования интернет-дискурса.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Busse D., Teubert W. Ist Diskurs ein sprachwissenschaftliches Objekt? Zur Methodenfrage der historischen Semantik // Begriffsgeschichte und Diskursgeschichte. Methodenfragen und Forschungsergebnisse der historischen Semantik / Ed. D. Busse et al. Opladen, 1994. S. 10-28.
2 . Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность: Учебное пособие. М., 2009. 248 с.
3 . Томашевская К.В. Экономический дискурс современника в его лексическом представлении: Автореф. дис. … д. филол. наук. СПб., 2000. 30 с.
4 . Петушинская Е.Г. Язык популярного экономического дискурса (на материале англоязычной публицистики): Автореф. дис. … к. филол. наук. М., 2008. 28 с.
5 . Куссе Х. Экономическая лингвистика: Отличительные особенности экономического дискурса // Бизнес. Образование. Право. 2013. № 1 (22). С. 24-26.
6 . Апресян К.Г. Ключевые концепты финансового дискурса финансы (finance) и деньги (money) в диахронии и синхронии // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2022. Вып. 1 (57). С. 9-27. DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2022-57-1-9-27.
7 . Воркачев С.Г., Воркачева Е.А. Дискурс и его типология в российской лингвистике // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019. 3. C. 14-21. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-3-14-21.
8 . Боголюбова В.П. Интертекстуальные связи в современной немецкой детской литературе // Вестник РГГУ. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2012. № 18. С. 221-228.
9 . Любимова Н.В. Стилистический смысл гибридизации жанров на стыке различных дискурсов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. № 638. С. 311-322.
10 . Чернявская В.Е. Открытый текст и открытый дискурс: интертекстуальность - дискурсивность - интердискурсивность // Лингвистика текста и дискурсивный анализ: традиции и перспективы: Сборник научных статей / Отв. ред. В.Е. Чернявская. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2007. С. 11-27.
11 . Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000. С. 427-457.
12 . Привалова Е.П. Концептуальная структура немецкого романа для подростков (на примере романов К. Бойе) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Языкознание. Язык в мире дискурсов. Лингвистика. Лингводидактика. Методика. 2011. № 4 (610). С. 179-189.
13 . Попова З.Д. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток - Запад, 2007. 314 с.
14 . Кравченко В.И. Графология: характер по почерку. СПб.: ГУАП, 2006.