Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

КОРПУСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ШИРОКОЗНАЧНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В НАУЧНЫХ СТАТЬЯХ ИНЖЕНЕРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ


Номер журнала
3
Дата выпуска
2025

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
811.111-26
Страницы
204-210
Ключевые слова
широкозначные существительные, академическое письмо, корпусное исследование, инженерная направленность, лексико-грамматические модели

Авторы
Фахретдинова Г.Н.
Яхина Р.Р.

Место работы
Фахретдинова Г.Н.
Казанский национальный исследовательский технологический университет

Яхина Р.Р.
Казанский национальный исследовательский технический университет


Аннотация
Целью исследования является анализ широкозначных существительных в научных статьях инженерной направленности на английском языке для выявления их роли в обеспечении связности текста. Методология включает корпусный анализ 25 статей по химической технологии (объемом 102 571 слово) с использованием программы AntConc. Основное внимание уделено частотности и лексико-грамматическим моделям существительных, выполняющих когезивную функцию. Результаты показали, что наиболее частотными широкозначными существительными являются system, effect, process, phase, method , а преобладающей моделью их употребления - структура the+N+of phrase . Также выявлены три ключевые функции этих существительных: характеризующая, концептообразующая и связующая. Выводы исследования подтверждают, что широкозначные существительные играют важную роль в организации научного текста, обеспечивая его логичность и связность. Полученные данные могут быть использованы в преподавании академического письма для улучшения навыков написания и анализа научных текстов у студентов технических специальностей.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Короткина И.Б. Оценка академического и научного текста в трех измерениях академической грамотности // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С. 109-126.
2 . Боголепова С.В. Обучение академическому письму на английском языке: подходы и продукты // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 87-94.
3 . Макович Г.В. Развитие компетенций академического письма как инструмент реализации государственной программы по повышению конкурентоспособности науки и образования // Вопросы управления. 2018. № 1 (50). С. 12-18.
4 . Короткина И.Б. Академическое письмо: необходимость междисциплинарных исследований // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 64-74.
5 . Буре Н.А., Быстрых М.В., Вишнякова С.А. и др. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений. СПб.: СПбГУ; М.: Академия, 2003. 272 с.
6 . Фахретдинова Г.Н. Эффективность peer review в курсе академического письма для аспирантов // Казанская наука. 2023. № 12. С. 71-74.
7 . Добрынина О.Л. Академическое письмо для публикационных целей: стилистические погрешности // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 38-49.
8 . Шпит Е.И., Куровский В.Н. Изучение англоязычного академического письма инструментами компьютерной лингвистики // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 7. С. 89-103.
9 . Гвишиани Н.Б. Язык и дискурс науки. М.: ЛЕ- НАНД, 2019. 314 с.
10 . Долгина Е.А., Макарова С.А. Индивидуализация в научном дискурсе: типы определённой референции (на материале англоязычной лингвистической литературы) // Культура и текст. 2022. № 3 (50). С. 143-153.
11 . Хлыбова М.А. Формирование навыков академического письма в магистратуре неязыкового вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN521.pdf
12 . Самохвалова Е.В. Катафорическая референция как средство реализации когезии в тексте: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. 21 с.
13 . Halliday M.A.K., Hasan R. Cohesion in English. London: Longman Group Limited, 1976. 374 p.
14 . Connor U. A study of cohesion and coherence in English as a second language student’s writing // Papers in Linguistics. 1984. V. 17. P. 301-316.
15 . Francis G. Aspects of nominal-group lexical cohesion // Interface: Journal of Applied Linguistics. 1989. V. 4. P. 27-53.
16 . Hinkel E. Matters of cohesion in L2 academic texts // Applied Language Learning. 2001. V. 12. P. 111-132.
17 . Aktas E.N., Cortes V. Shell nouns as cohesive devices in published and ESL student writing // Journal of English for Academic Purposes. 2008. V. 7. P. 3-14. 10.1016/j.jeap.2008.02.002.
18 . Francis G. Anaphoric nouns. Discourse analysis monograph № 11. Birmingham: English Language Research, 1986. 105 p.
19 . Ivanic R. Nouns in search of a context: a study of nouns with both openand closed-system characteristics // International Review of Applied Linguistics. 1991. V. 29. P. 93-114.
20 . Hunston S., Francis G. Pattern grammar: a Coursedriven Approach to the Lexical Grammar of English. Amsterdam: John Benjamins Publishing, 2000. 288 p.
21 . Flowerdew J. Signalling nouns in discourse // English for Specific Purposes. 2003. V. 22. P. 329-346.
22 . Амосова Н.Н. К вопросу о лексическом значении слова // Вестник ЛГУ. 1957. Вып. 1. № 2. С. 152-168.
23 . Корсунова И.Н. Широкозначность как свойство абстрактных имен существительных с собственно дейктическим значением // Вестник Северо- Кавказского федерального университета. 2014. № 3. С. 242-246.
24 . Малютина Е.В. Глаголы широкой семантики в когнитивном аспекте (на материале истории английского языка): Дис. … канд. филол. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 198 с.
25 . Семина И.А. Широкозначные существительные в аспекте «абстрактное & конкретное» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 11 (804). С. 101-116.
26 . Schmid H. English abstract nouns as conceptual shells: From corpus to cognition. Berlin: Walter de Gruyter, 2000. 468 p.
27 . Гарьковская Т.Н. О когнитивном потенциале существительных с широким значением и их функционировании в дискурсе (на материале английского языка) // Бытие и язык. Новосибирск, 2004. С. 324-330.
28 . Раздабарина Ю.А. Матричный формат знания как когнитивная основа существительных широкой семантики русского и английского языков // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Вып. 7. № 3. С. 123-132.