ДИНАМИКА ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ АРЗАМАСА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ |
4 | |
2007 |
научная статья | 612.821 | ||
82-87 |
Изучены показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР) школьников и студентов г. Арзамаса в процессе обучения. Сравнительный анализ динамики исследованных параметров выявил особенности ВСР в зависимости от возраста, специфики обучения и реагирования на учебную нагрузку. Показано, что у студентов, по сравнению со школьниками, преобладает парасимпатический тонус в центральном контуре сердечного ритма. Наиболее оптимальным типом реагирования является парасимпатический, т.к. уравновешивает чрезмерный повреждающий эффект симпатоадреналовой системы в стрессовой ситуации |
1 . Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с 2 . Безруких М.М., Любомирский Л.Е. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков // Физиология развития ребёнка: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Образование от А до Я, 2000. - С. 239 3 . Тупицын И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников: Дис? докт. мед. наук. - М., 1986. - 242 с 4 . Агаджанян Н.А., Руженкова И.В., Старшинов Ю.П. и др. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма // Физиология человека. - 2000. - Т. 23, ? 1. - С. 93 5 . Безруких М.М. Особенности регуляции сердечного ритма у школьников в 16 лет под влиянием учебных занятий // Физиология человека. - 1989. - Т. 15, ? 2. - С. 85 6 . Казин Э.М., Иванов В.И., Литвинова Н.А. и др. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности // Физиология человека. - 2002. - Т. 28, ? 3. - С. 23 7 . Тарасова О.Л. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типом вегетативной регуляции: Автореферат дис? канд. мед. наук. - Томск, 1998 8 . Бухаринова Ж.В. Физиологическая оценка адаптации школьников к условиям учебной нагрузки в условиях инновационных педагогических технологий: Дисс? канд. биол. наук. - Чебоксары, 1998. - 186 с 9 . Геворкян Э.С., Минасян С.М., Адамян Ц.И. и др. Особенности регуляции ритма сердца абитуриентов при вступительных экзаменах // Физиология человека. - 2004. - Т. 30, ? 3. - С. 54 10 . Даян А.В., Оганнисян А.О., Геворкян Э.С. и др. Реакция сердечной деятельности старшеклассников школ с дифференцированным обучением на экзаменационный стресс // Физиология человека. - 2003. - Т. 29, ? 2. - С. 37 11 . Ноздрачёв А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, ? 6. - С. 95 12 . Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Динамика изменений функционального состояния нервной системы у студентов во время учёбы // Гигиена и санитария. - 2000. - ? 6. - С. 33 13 . Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине // Физиология человека. - 2002. - Т. 28, ? 2. -С. 71 14 . Щербатых Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека. - 2000. - Т. 26, ? 5. - С. 93 |