Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ДИНАМИКА ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ АРЗАМАСА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ


Номер журнала
4
Дата выпуска
2007

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
612.821
Страницы
82-87
Ключевые слова
 

Авторы
Статуева Л.М.
Сабурцев С.А.
Крылов В.Н.

Место работы
Статуева Л.М.
Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара

Сабурцев С.А.
Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара

Крылов В.Н.
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Изучены показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР) школьников и студентов г. Арзамаса в процессе обучения. Сравнительный анализ динамики исследованных параметров выявил особенности ВСР в зависимости от возраста, специфики обучения и реагирования на учебную нагрузку. Показано, что у студентов, по сравнению со школьниками, преобладает парасимпатический тонус в центральном контуре сердечного ритма. Наиболее оптимальным типом реагирования является парасимпатический, т.к. уравновешивает чрезмерный повреждающий эффект симпатоадреналовой системы в стрессовой ситуации

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с
2 . Безруких М.М., Любомирский Л.Е. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков // Физиология развития ребёнка: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Образование от А до Я, 2000. - С. 239
3 . Тупицын И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников: Дис? докт. мед. наук. - М., 1986. - 242 с
4 . Агаджанян Н.А., Руженкова И.В., Старшинов Ю.П. и др. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма // Физиология человека. - 2000. - Т. 23, ? 1. - С. 93
5 . Безруких М.М. Особенности регуляции сердечного ритма у школьников в 16 лет под влиянием учебных занятий // Физиология человека. - 1989. - Т. 15, ? 2. - С. 85
6 . Казин Э.М., Иванов В.И., Литвинова Н.А. и др. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности // Физиология человека. - 2002. - Т. 28, ? 3. - С. 23
7 . Тарасова О.Л. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типом вегетативной регуляции: Автореферат дис? канд. мед. наук. - Томск, 1998
8 . Бухаринова Ж.В. Физиологическая оценка адаптации школьников к условиям учебной нагрузки в условиях инновационных педагогических технологий: Дисс? канд. биол. наук. - Чебоксары, 1998. - 186 с
9 . Геворкян Э.С., Минасян С.М., Адамян Ц.И. и др. Особенности регуляции ритма сердца абитуриентов при вступительных экзаменах // Физиология человека. - 2004. - Т. 30, ? 3. - С. 54
10 . Даян А.В., Оганнисян А.О., Геворкян Э.С. и др. Реакция сердечной деятельности старшеклассников школ с дифференцированным обучением на экзаменационный стресс // Физиология человека. - 2003. - Т. 29, ? 2. - С. 37
11 . Ноздрачёв А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, ? 6. - С. 95
12 . Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Динамика изменений функционального состояния нервной системы у студентов во время учёбы // Гигиена и санитария. - 2000. - ? 6. - С. 33
13 . Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине // Физиология человека. - 2002. - Т. 28, ? 2. -С. 71
14 . Щербатых Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека. - 2000. - Т. 26, ? 5. - С. 93