ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ КАК СИСТЕМНАЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ |
1 | |
2009 |
СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ |
научная статья | 159.9 | ||
294-300 | парадигма управления, социально-психологическая характеристика организации, организационные ценности, инструментальная матрица, типологические комплексы парадигмы управления, стадии парадигмального развития |
Представлен комплексный анализ феномена «парадигма управления» как единого
ценностноцелевого образования, характеризующего организацию на социально-психологическом уровне.
Рассмотрены основные компоненты парадигмы управления - внешний (инструментальный) и внутренний
(ценностный). Качественное своеобразие данных компонентов и их взаимосвязей образуют
типологические комплексы (бюрократический, клановый, новаторский и деловой), которые отражают
специфику социально-психологических условий на конкретном предприятии. Выявлены основные этапы
развития парадигмы: кризис, революция, зарождение и установление новой парадигмы. Полученные в
ходе исследования результаты позволяют менеджменту целенаправленно и комплексно формировать
на предприятии необходимый тип парадигмы, наиболее адекватный внешним и внутренним условиям
существования организации и обеспечивающий оптимальное достижение поставленных целей. |
1 . Захарова Л.Н. Психологические стереотипы в
управлении как барьеры социально-экономического
развития России // Проблемы теории и практики
управления. 2008. ? 2. С. 90-96. 2 . Идея системности в современной психологии/ Под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Издательство Института психологии РАН, 2005. 345 с. 3 . Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИДАНА, 2006. 736 с. 4 . Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 605 с. 5 . Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 350 с 6 . Аксёновская Л.Н. Ордерная модель организационной культуры. М.: Академический проспект; Трикста, 2007. 303 с. 7 . Журавлёва Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Издательство Института психологии РАН, 2006. 335 с. 8 . Захарова Л.Н. Парадигма управления как организационное основание работы психолога на предприятии// Materially IV mezinarodni prakticka conference «Evropska veda XXI stoleti - 2008». 16-31 kvetna 2008. Praha: Publishing House «Education and Science». Dil 9. P. 30-33. 9 . Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании// Психологическое обозрение. 1998. ? 1. С. 47-51. 10 . Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001. 320 с. 11 . Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 2007. 1100 с. 12 . Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. СПб.: Питер, 2000. 448 с. 13 . Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2003. 400 с. 14 . Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2007. 336 с. 15 . Захарова Л.Н. Психология управления. Н. Новгород: Издательство Гладкова О.В., 2004. 271 с. 16 . Захарова Л.Н., Колосова В.В. Стереотипы в принятии решений молодыми менеджерами-производственниками // Проблемы практики и теории управления. 2002. ? 2. С. 107-112. 17 . Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 370 с. 18 . Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007. 528 с. |