ТОВАР КАК СЕМАНТИЧЕСКИЙ АТТРАКТОР |
4 | |
2009 |
СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ |
научная статья | 159.937 | ||
299-303 | закон Стивенса, интуитивное мышление, семантический аттрактор, семантический дифференциал, чувственное восприятие |
На примере модели принятия решения о покупке товара продемонстрирована возможность количественного описания механизма интегрального интуитивного оценивания объектов, характеризующихся несколькими признаками. В модели использован метод семантического дифференциала, позволивший использовать скалярное произведение векторов, описывающих характеристики товара, и построить кривую «качество - цена», которая при линейном преобразовании координат тождественна кривой, описывающей закон Стивенса. Полученный результат согласуется с известными представлениями о сходстве механизмов интуитивного мышления и чувственного восприятия. |
1 . Kahneman D., Frederisk Sh. Representativeness Revisited, Attribute Substitution in Intuitive Judement// Heuristics and biases: The psychology of intuitive thought / Ed. by Thomas Gilovich, Dale Griffin, and Daniel Kahneman. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 2002. P. 49-81 2 . Stevense S.S. On the psychophysical law // Psychol. Rev., 1957. P. 64, 153-181 3 . Stevense S.S. Cross-modality validation of subjective scales for loudness, vibration and electric shock // J. exp. Psychol. 1959. Р. 201-209 4 . Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.Б. Михалевской. М.: Изд. МГУ, 1975. 400 с 5 . Справочник по инженерной психологии / Под ред. Г.Ф. Ломова. М.: Машиностроение, 1982. 368 с 6 . Osgood C.E., Suci G., and P. Tannenbaum. The Measurement of Meaning. University of Illinois Press, 1957 7 . Viardot E. Successful Marketing Strategy for High-Tech Firms, Norwood, MA: Artech House, Inc, 3rd edition, 2004. 324 p |