МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ФИЗИКИ |
6 | |
2009 |
научная статья | 373; 372.8 | ||
31-36 | поисковое обучение физике, познавательная деятельность учащихся, методология физики, методологическая культура учащихся, учебная физическая экспериментальная задача |
Предложен вариант содержания понятия «методологическая культура учащихся» и описан методический подход к наиболее интенсивному овладению учащимися элементами методологической культуры при систематическом обучении решению экспериментальных задач на уроках физики |
![]() |
1 . Бубликов С.В., Молеваник С.П. Возможности развития методологической культуры учащихся на уроках физики // Физическое образование в вузах. 2004. Т. 10. № 3. С. 103-112. 2 . Извозчиков В.А., Потемкин М.Н. Научные школы и стиль научного мышления. СПб.: Образование, 1997. 141 с. 3 . Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога / Под ред. В.А. Дмитриенко. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. 140 с 4 . Сауров Ю.А. О проблеме формирования методологической культуры // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н. Новогород, 2004. С. 112-114. 5 . Кондратьев А.С., Лаптев В.В., Трофимова С.Ю. Физические задачи и индивидуальные пути образования: научно-методическая разработка. СПб.: Образование, 1996. 87 с. 6 . Kadanoff L.P. Greats // Physics Today. 1994. № 4. Р. 9-11. 7 . Вигнер Е. Этюды о симметрии: Пер. с англ. М.: Мир, 1971. 318 с. 8 . Бубликов С.В. Методологические основы вариативного построения содержания обучения физике в средней школе: Дис. … д.п.н. 13.00.02. СПб., 2000. 407 с. 9 . Бубликов С.В. Роль методологии физики в повышении профессионального мастерства учителя // Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности: Тез. Всесоюз. науч.-практич. конф. / Под ред. Н.В. Кузьминой. Усть-Каменгорск - Ленинград, 1989. С. 129. 10 . Бубликов С.В., Кондратьев А.С. Методологические основы решения задач по физике в средней школе: Учеб. пособ. СПб.: Образование, 1996. 80 с. 11 . Разумовский В.Г., Майер В.В. Физика в школе. Научный метод познания и обучение. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. 463 с. 12 . Бордовский Г.А., Кондратьев А.С., Чоудери А.Д.Р. Физические основы математического моделирования: Учеб. пособ. М.: ИЦ «Академия», 2005. 320 с. 13 . Ляпцев А.В. Методы математического моделирования в гуманитарных науках: Материалы к учебному курсу «Концепции современного естествознания». СПб.: АППО, 2004. 77 с. 14 . Гребенев И.В. Дидактика физики как основа конструирования учебного процесса: Монография / Науч. ред. Е.В. Чупрунов. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005. 247 с. 15 . Бубликов С.В. Методика изучения колебаний пружинных маятников (с пакетом прикладных программ компьютерной поддержки): Пособие для учителей. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 1998. 56 с. 16 . Кондратьев А.С., Лаптев В.В. Физика и компьютер. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 328 с. 17 . Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная реальность // Вопросы психологии. № 4. 1989. С. 5-15. 18 . Бубликов С.В., Регель А.А., Чернышов Р.Б. Обучение решению экспериментальных задач по физике как средство интеллектуального развития учащихся: Учеб.пособ. / Под ред. В.А. Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 84 с. 19 . Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука,1974. 95 с. 20 . Мошков С.С. Экспериментальные задачи по физике в средней школе: Пособие для учителей. Л.: Учпедгиз, 1955. 204 с. 21 . Красин М.С., Мильман О.О. Оценка погрешности измерения при обработке результатов школьного физического эксперимента: Учеб. пос. Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. 88 с |